Республика

Галина Ширшина объяснила, почему ОМК не может выкупить Медвежьегорский молокозавод и кто этому мешает

Галина Ширшина Медвежьегорский молокозавод ММЗ
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»; Сергей Юдин / «Республика»

Жители Карелии нередко пишут в соцсетях о том, что Олонецкому молочному комбинату неплохо было бы приобрести Медвежьегорский молокозавод, чтобы спасти его от окончательного разорения, а также заняться продажей своей продукции, произведенной на его базе, в северных районах республики и в Мурманской области.

Напомним, что такие планы были у Олонецкого молочного комбината еще в 2017—2018 годах, когда Медвежьегорский молокозавод был признан банкротом и выставлен на аукцион для погашения долгов перед коллективом и кредиторами. Всегда стремившийся к расширению производства ОМК к тому моменту неоднократно сталкивался с отказами правительства Карелии в продаже арендованных зданий в Олонце для их последующей реконструкции и поэтому всерьез намеревался принять участие в аукционе по продаже ММЗ, чтобы создать вторую производственную площадку. Возглавлявшая в то время комбинат Галина Ширшина — ныне председатель совета директоров предприятий «Олонии» — ради этого даже специально побывала в Медвежьегорске и осмотрела предприятие вместе со своими специалистами.

Однако власти Карелии, включая главу республики Артура Парфенчикова, заранее определили, что собственником ММЗ должна стать питерская компания «Сила Инвеста». Губернатор настолько не скрывал этих намерений, что однажды прямо написал на своей странице, что для этого «устранены все юридические препятствия».

Медвежьегорский молокозавод ММЗ
Фото: пресс-служба правительства Карелии

Неудивительно, что за несколько месяцев до аукциона по продаже Медвежьегорского молокозавода выяснилось, что важная часть его оборудования уже продана дочерней фирме «Силы Инвеста», что делало бессмысленным участие в торгах любых других покупателей, потому что никто, кроме арендатора, не смог бы запустить производство. Это обстоятельство прямо указывало на то, в чьих интересах всё это делалось.

Попытка обжаловать аукцион и действия конкурсного управляющего в Карельском управлении Федеральной антимонопольной службы ничем не закончилась. УФАС рассмотрело жалобу и, несмотря на очевидное нарушение конкуренции и создание преимуществ для одного из покупателей, не стало отменять торги по продаже Медвежьегорского молокозавода. В такой ситуации Олонецкому молочному комбинату не оставалось ничего другого, как отказаться от участия в аукционе.

В результате в конце 2018 года «Сила Инвеста» через дочернюю фирму стала собственником ММЗ, а власти Карелии затем несколько лет публично обещали, что новый владелец займется развитием молокозавода и проведет его модернизацию. Однако этого так и не случилось, и в июне 2020 года «Сила Инвеста» по-тихому продала Медвежьегорский молокозавод с новыми долгами.

Медвежьегорский молокозавод
Фото: Сергей Юдин / ИА «Республика»

Предприятия перешло в собственность странным бизнесменам из Ленобласти, владеющим несколькими автосервисами в городе Колпино. С ними Медвежьегорский молокозавод кое-как протянул еще два года, пока в октябре 2022 года Минсельхоз Карелии не объявил о прекращении поставок сырого молока на ММЗ из государственного Толвуйского совхоза в связи с многомиллионной задолженностью. После этого молокозавод проработал еще несколько месяцев, пока не был окончательно остановлен и законсервирован весной 2023 года.

Тем не менее покупка остановленного ММЗ в настоящее время нецелесообразна для Олонецкого молочного комбината сразу по нескольким причинам. Во-первых, молокозавод находится в частной собственности и его никто не продает. Во-вторых, в Арбитражном суде Карелии с весны этого года рассматривается иск о его банкротстве, и без окончательного решения суда покупка предприятия просто рискованна с точки зрения бизнеса. А в-третьих, в случае приобретения молокозавода ОМК столкнулся бы с нехваткой сырья для его рентабельной работы из-за небольших объемов молока, которые производятся Толвуйским совхозом. В этом случае, чтобы обеспечить предприятие сырьем, ОМК пришлось бы взвалить на себя непосильную задачу восстановления молочных ферм ММЗ в Заонежье, которые были уничтожены после его банкротства в 2017 году.

Артур Парфенчиков Медвежьегорский молокозавод ММЗ
Артур Парфенчиков с работниками Медвежьегорского молокозавода. Фото: ГТРК «Карелия»

Такой проект Олонецкий молочный комбинат мог бы осуществить только в сотрудничестве с правительством Карелии и при наличии республиканского софинансирования для возрождения утраченных заонежских ферм, сказала Галина Ширшина в комментарии Daily насчет покупки Медвежьегорского молокозавода.

— Насколько возможен такой проект, пока главой республики является Артур Олегович Парфенчиков? Для Олонецкого молочного комбината ответ очевиден. У предприятия большой опыт взаимодействия с правительством Карелии, но почти весь отрицательный. Региональные власти не только отказывают ОМК под различными предлогами в выкупе зданий и в развитии. Больше трех лет они не хотят заключать даже новый договор аренды взамен прежнего, который истек в апреле 2020 года. Да, ОМК сейчас продолжает работать в арендованных помещениях, но при отсутствии нового договора арендатор по закону может без объяснения причин попросить освободить занятые площади в течение месяца. У него на это есть полное право, которое лишает ОМК возможности строить серьезные планы не только на перспективу, но и на ближайшее будущее. Поэтому говорить о возможном совместном восстановлении Медвежьегорского молокозавода и его сырьевой базы, на мой взгляд, пока нет никаких оснований.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram