Республика

«Гинеколог смотрела ему сломанную ногу». Жители карельского поселка Чупа массово жалуются на отсутствие врачей

фото: Ирина К.

Петрозаводчанка Ирина К. обратилась в редакцию Daily от имени жителей поселка Чупа Лоухского района Карелии. По словам девушки, в населенном пункте, где проживает чуть больше двух тысяч человек, много лет нет нормальной медицинской помощи. Хотя когда-то там была районная больница — теперь в этом огромном здании всего несколько врачей.

— Районную больницу в Чупе расформировали — хотя там до сих пор огромное здание. Например, было инфекционное отделение, оно больше не функционирует. И огромное детское отделение — сейчас там просто пустые кабинеты, никого нет. Хотя в Чупу до сих пор отправляют людей из соседних поселков. А районную больницу сделали в Лоухах — как написал кто-то из местных в соцсетях: «Обшили сайдингом сарай».

Сколько в Чупе сейчас врачей, Ирина не знает. Говорит, в районной Лоухской ЦРБ тоже то одного специалиста нет, то другого.

— Одна из моих родственниц обнаружила тромб, а хирург в отпуске (тот, что в Лоухах). Ей пришлось ехать в Кандалакшу, чтобы ей сделали УЗИ и поставили диагноз. У еще одного близкого в ноябре того года случился инсульт — когда увозили из Чупы, он был еще в сознании. Везли четыре часа в Беломорск, по трясущейся дороге. Он умер уже в больнице, но, когда его привезли в Беломорск, он был уже в крайне тяжелом состоянии. Когда инсульт — счет идет на минуты, а тут такое... Или у знакомого сын сломал ногу. Повезли к хирургу в Лоухи, а тот в отпуске. Так их отправили на прием к гинекологу. Та смотрела его сломанную ногу. Кто есть — тот и смотрит, так это и работает.

Не говоря уже о беременных — многие заранее уезжают в Сегежу или в Петрозаводск, чтобы не нервничать на последнем месяце беременности и быть недалеко от полноценных больниц. Ирина попросила жителей Чупы прислать свои истории о том, как их или их родственникам не оказали медицинскую помощь в районе или оказали, но некачественно. Вот только несколько таких историй (оцените поток печального опыта):

— Итак, история которая не укладывается в голове, — пишет еще одна жительница Чупы Ирине. — У свекрови в 2020 году вылетает тазобедренный сустав. Она на улице во дворе лежит и кричит от адской боли. Вызвали скорую, вкололи «но-шпу». Увезли в [чупинскую] больницу. Пятница, утро. В больнице никого нет и главврача тоже. К обеду узнаем, что она до сих сидит (потому что лечь невозможно в этой ситуации) и никто ничего не делает, потому как ничего нет. Я примчалась в больницу, нашла врача и просто в бешенстве: «Что здесь происходит?» Врач: «У нас нет лекарств, нет бригады врачей. Я, конечно, могу попробовать сделать операцию, но никогда такого не делал, а только видел, ещё когда учился». Естественно, мы отказываемся. Я прошу машину, чтобы отвезти её в Беломорск, в Петрозаводск... куда угодно, потому что человек мучается от адской боли (не поесть, не попить, не в туалет не сходить) Но машину нам не дают — такое решение принимает главврач, а её, конечно же, нет. Я звоню на горячую линию Министерства здравоохранения Карелии — и вуаля, через полчаса дают машину и нас везут. Только чтобы спустить с отделения человека, надо самим найти людей, которые это сделают — потому что в больнице никого нет.

Больница в Чупе, фото: личный архив Ирины К.

Особенно страшно, что у самой Ирины так семь лет назад чуть не погиб сын — в Чупе у него обострилась паховая грыжа, а срочную операцию там провести не смогли. Про эту историю Daily тогда писала. Ирина говорит, что ее ребенок чуть было не умер у нее на руках.

Она рассказывает, что жители Чупы, с одной стороны, недовольны качеством медицинских услуг в поселке, а с другой — опасаются жаловаться.

— Говорят: «Нам тут еще жить», — вздыхает она. — Боятся, что так вообще медицинской помощи никакой не будет. Большинство машут рукой — благодарят, что хотя бы это есть. Но многие вообще перестали ездить туда с детьми, например  — потому что боятся, вдруг что случится?

Одно из зданий больницы в Чупе, фото: личный архив Ирины К.

Некоторые люди все же писали о проблемах министру здравоохранения республики Михаилу Охлопкову. Правда, ответ получали простой: численности населения района медицинское учреждение «первого уровня» — то есть, с первичной медицинской помощью — соответствует. Так что то, что в поселке нет важных врачей — например, кардиолога — не так уж и страшно.

Но вот еще одна жительница Чупа пишет Михаилу Охлопкову о том, как ее сына в сентябре 2022 года с подозрением на острый аппендицит отправили в Кемскую ЦРБ. Женщина рассказывает, что спустя пять дней сына из больницы выписали и «оперировать не стали». Через месяц у мальчика, с ее слов, случился повторный приступ.

— Мы обратились на скорую помощь в Чупинскую больницу по месту жительства, его осмотрел хирург Тахаев, подтвердил аппендицит и стал звонить в Кемь — сам оперировать не может, потому-что у нас нет анестезиолога. Кемь отказалась брать на операцию моего сына, врач Тахаев стал звонить в Сегежу, там ему не отказали и он отправил машину скорой помощи с моим сыном в Сегежу, а это 330 км от Чупы. Очень прошу разобраться с нашей проблемой и наказать виновных. И имея отличнейшего хирурга в пгт. Чупа, очень бы хотелось иметь и анестезиолога, наш случай будет не последний, — пишет жительница Чупы.

Охлопков ответил женщине, что поговорил об этой ситуации с главврачами Кемской и Лоухской ЦРБ, «провел разъяснительную работу по маршрутизации пациентов» в случае наличия экстренных показаний и временного отсутствия специалистов на местах, «а также по этике».

фото: Лоухская ЦРУ, сообщество больницы

В сообществе Лоухской больницы — она считается районной, напомним — тоже отреагировали на масштабное обсуждение в местном паблике. Вот что ответили людям в медучреждении:

— В социальной сети ВКонтакте распространяется информация об отсутствии специалистов в Лоухской ЦРБ, — говорится в посте. — Сообщаем следующее. В Чупе приём ведёт врач-терапевт участковый, грамотный и ответственный специалист, на которого не поступило ни одной жалобы от населения. Больных с инсультом отвозим в первичное сосудистое отделение (ПСО), в соответствии с маршрутизацией, так как ПСО обслуживает сразу несколько районов. Только в специализированном отделении можно оказать качественную помощь. Врачам необходима нагрузка для поддержания навыков.

скриншот ответа Лоухской ЦРБ

Вот только, как уже писали местные жители, самостоятельно добраться до Лоух людям проблематично — особенно пожилым. «Электрички нет — только рабочая, билет на поезд стоит 1500 рублей (при этом железнодорожная касса не работает), поезд только ночной», — перечисляет Ирина.

скриншот: Ирина К.

Ирина подчеркивает, что Чупа — очень красивый северный поселок, где проживают прекрасные люди.

— Поймите, наши претензии не к врачам, наши претензии к системе, — разводит руками она. — Отдельно хочется отметить работников скорой помощи в Чупе — это золотые люди, которые делают свою работу на 10000%. Когда приходится разрываться на вызова не только в Чупе, но и в ближайшие поселки и деревни.

Кроме того, в Чупу регулярно приезжает много туристов. Но случится что с теми же гостями республики — кто будет оказывать им помощь? Представьте себе — если местные жители (а похоже и медики) порой путаются, в какую больницу им ехать за помощью, то что говорить о туристах, которые вообще не в курсе, как устроена эта система?

В общем, вопросов и предложений у местных жителей много, а ответ у властей как будто только один — мы так решили, так надо.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram