Республика

Из-за ошибки водителя у петрозаводчанки пропал чемодан, но отсудить ей удалось лишь его четверть

Неприятная и поучительная история произошла с петрозаводчанкой Ириной Кудельской. По дороге из Петрозаводска в Тампере у нее пропал чемодан. Согласно договору, компания-перевозчик «Какаду» должна была нести ответственность за потерянный багаж. Однако на деле женщине удалось высудить лишь четвертую часть потерь. И, как выясняется, любой из нас может оказаться в такой ситуации.

Ранней весной Ирина ездила к своим родственникам в Тампере. По дороге автобус совершил остановку в Хельсинки, и водитель по ошибке выставил ее чемодан там.

Одна из пассажирок приняла его за свой, — рассказывает Ирина, — и попросила вынуть. Обнаружила ошибку, только когда автобус уехал. Ну и не придумала ничего лучше, как просто оставить чемодан на тротуаре рядом с вокзалом. В итоге он исчез бесследно.

В чемодане находились подарки для финских родственников на сумму 28 тысяч рублей. Вернувшись домой, Ирина пошла к директору компании «Какаду» Юрию Мышакову, объяснила ситуацию и ожидала, что тот, согласно договору, «понесет ответственность за пропавший багаж». Но, к ее удивлению, Мышаков не захотел отдавать ей 28 тысяч.

— Он предложил 15, — говорит Ирина, — потом в одном из телефонных разговоров дошел до 20, но пропало же именно 28. А раз в договоре написано, что компания несет ответственность, то я считала, что фирма должна компенсировать мне все потери.

— А если бы она заявила, что у нее пропало 100 тысяч? — объясняет свою позицию Мышаков. — Я шел на диалог, предлагал ей 20 тысяч, но она предпочла пойти в суд.

В суде Ирину попросили доказать, что в чемодане были товары именно на заявленную ею сумму. Предложили предоставить чеки, которых, естественно, у нее не было. Оно и понятно. Мало кто из нас хранит чеки на купленные подарки. В итоге суд постановил взыскать в пользу Кудельской… 7,5 тысячи рублей. Ирина подала апелляцию, к моменту ее рассмотрения смогла восстановить часть чеков, но решение суда первой инстанции было оставлено в силе. Похоже, стоило соглашаться на 20.

Но какой же тогда смысл в договоре, если пункт об ответственности за потерянный багаж по сути невозможно применить на практике?

— Наши водители должны предлагать пассажирам багажные квитанции, — сказал Юрий Мышаков, — но те не хотят дополнительно заплатить 50 или 100 рублей.

— А людей при заключении договора предупреждают, что им предстоят дополнительные траты, и объясняют, какой смысл в этих квитанциях?

— Скорее всего, нет.

— А в багажной квитанции разве указывается перепись всех вещей и их стоимость?

— Нет.

И тогда какой же в них смысл?

Нет, наверное, есть смысл, чтобы доказать, что багаж был в принципе. Но на величину компенсации эта квитанция никак не повлияет. Мы обратились к юристам с вопросом, как быть в подобной ситуации и есть ли шанс получить полную стоимость потерянных вещей, ссылаясь на пункт об ответственности перевозчика. Нам ответили, что вариант лишь один: упаковывая багаж, фотографировать все укладываемые в чемодан товары. И, добавим от себя, видимо, хранить чеки всех вещей, которые берешь с собой в дорогу.

Срочные новости в нашем Telegram