Как работает телемедицина Карелии: новые возможности, доступные каждому пациенту
Для многих этот термин еще незнаком, а между тем телемедицина уже плотно вошла в нашу жизнь. Теперь ни один прием у терапевта не обходится без нее, а во время госпитализации она помогает получить квалифицированную помощь в кратчайшие сроки. Мы решили узнать об этом направлении подробнее и отправились в отдел информационных и телемедицинских технологий Республиканской больницы им. В.А. Баранова.
ТелеИстория
Первые варианты «телемедицины» появились давным-давно. При дворе китайских императоров к знатным особам (особенно женского пола) было запрещено приближаться простым смертным. Поэтому к пальцу пациента крепилась нитка, второй конец которой держал врач, по ней он определял пульс человека и уж как мог пытался поставить диагноз. Понятно, что способ был сомнителен, но времена менялись и развитие науки значительно продвинуло возможности медицины на расстоянии. В 1905 году с помощью радиосвязи была передана первая кардиограмма из Нидерландов. В 1922 врачи уже могли консультировать моряков, находившихся в дальнем плавании. А в 1965 году американский кардиохирург через канал спутника координировал ход операции на сердце, которую делали в Швейцарии.
В России в 60-е годы врачи следили за биометрическими данными космонавтов, находящихся на орбите. В 70-е был создан Центр дистанционной кардиологической диагностики, в том числе в Республиканской больнице Карелии. Появилась возможность передавать кардиограммы из медучреждений со всех районов. Их расшифровывали врачи в больнице, оказывая помощь на расстоянии пациентам с нарушениями ритма сердца, инфарктами. Это был важный шаг вперед. Консультации врачи оказывали и во время страшных катастроф, таких как землетрясение в Армении, когда был создан телемост между СССР и США.
Активное развитие в наших краях телемедицина получила в 90-х, – рассказывает Надежда Викторовна Коцобан, начальник отдела информационных и телемедицинских технологий Республиканской больницы Карелии. — Тогда при содействии ПетрГУ стартовали проекты с больницей Архангельска и норвежским университетом в Тромсё. Благодаря совместной деятельности удалось спасти жизнь нескольким пациентам с инфарктами, благодаря переданным кардиограммам. А телемедицинские консультации в том понимании, которое есть сейчас, стали проводиться в Карелии с 2005 года, когда на базе больницы был создан Центр информатизации и телемедицины. В этом году празднуется его 15-летие!
Телемедицина в современном понятии — это использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Что можно делать с ее помощью:
- дистанционное обучение врачей со всего мира (лекция, конференция, совещание, операция, консилиум)
- дистанционная консультация врача с врачом в интересах пациента для уточнения диагноза, тактики лечения, решения вопроса о госпитализации
- наблюдение за пациентом во время лечения (телемониторинг, телеметрия)
- экстренные консультации, медицина катастроф и многое другое.
С развитием дистанционного образования карельские врачи получили возможность слушать лекции и смотреть видеоконференции от ведущих медиков со всего мира: НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, университетского медицинского комплекса «Шарите» в Берлине, НМИЦ им. В.А. Алмазова, НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена, американских, финских клиник и многих других. Отправлять специалистов в командировку дорого и пациентов оставлять без наблюдения нельзя, поэтому возможность получать новые знания на рабочем месте вызвала огромный отклик у врачей, ведь они, как известно, учатся всю жизнь. Кроме того, во время обучения новым видам операций удается транслировать весь процесс в конференц-зал ПетрГУ, а также в больницы районов Карелии.
Пациенты, которые ожидают помощи в федеральных центрах, также проходят через телемедицинскую консультацию. Раньше человек должен был ехать в столицу, записываться на прием, ждать в очереди, отправлять документы на комиссию, иногда возить лично, совершая 2-3 поездки перед операцией как минимум (тут еще дожить надо, ведь обычно это люди, у которых ситуация очень серьезная). Сегодня все документы отправляются по защищенному каналу от врача к врачу, а пациент может быть приглашен на телевстречу, в которой принимают участие врачи одной и другой стороны – консилиум, который раньше собрать было практически невозможно.
Помню одну из первых консультаций, — говорит Надежда Викторовна. — Пришли в среду на телемост грустные кардиологи, пациент тяжелый, все понимали, что время работает не в нашу пользу. Но уже в четверг клиника дала ответ, и в тот же день пациента перевезли в Санкт-Петербург, а в пятницу прооперировали. Мужчина вернулся к нам на долечивание и реабилитацию.
Телемедицина и коронавирус
Особую роль телемедицина сыграла, когда началась пандемия, она позволила значительно обезопасить медиков и пациентов. В марте во время самоизоляции все врачи и средний медперсонал дистанционно прошли курсы по лечению от Covid-19. Они сдали тесты, получили оценки, сертификаты. Все рекомендации от Минздрава и Роспотребнадзора сразу доводились до сведения наших врачей. Московские клиники еженедельно устраивали семинары для медиков всей страны, делились опытом лечения новой инфекции. На сегодняшний день планерки медицинских специалистов проходят также дистанционно.
Особый упор сделан на телерадиологию, ведь с ее помощью удалось решить вопрос нехватки врачей, а также обезопасить людей. Телерадиологическая сеть была создана еще в 2010 году, работала на плановых пациентов, а сегодня – на коронавирус. Снимок легких делается в любом районе республики, а через несколько минут его может посмотреть врач Республиканской больницы: проконсультировать, поставить диагноз.
Сегодня все томографы, которые поступают в Карелию, подключаются к этой телерадиологической сети, наши врачи могут оказывать консультативную помощь пациентам всей республики, — говорит Надежда Викторовна. — Иногда в районах и врача нет, снимок отправляет просто рентген-лаборант, а данные передаются и сохраняются на сервере. Отмечу, что весь процесс происходит с сохранением конфиденциальности, нет никаких персональных данных, просто закодированный снимок. Сегодня каждый врач работает с этими инструментами телемедицины уже в привычном, рутинном режиме.
Доступ к базе данных архива изображений возможен с помощью программного клиента во всех стационарных отделениях и консультативной поликлинике Республиканской больницы. В планах улучшить каналы связи, чтобы быстрее передавать снимки большого объема, для которых используется особый международный формат обмена графической медицинской информацией. Новое цифровое оборудование для республики уже получено.
Люди в профессии
Работа медицинских IT-специалистов — это трудоемкий, высокоинтеллектуальный процесс. Их работа сильно отличается от офисной — она многограннее, ответственнее, ведь от нее зависят человеческие жизни. Это в том числе ночные вызовы, как у врачей, которые привыкли реагировать быстро и требуют такой же реакции от своей команды. Во время самоизоляции все конференции, семинары, совещания и обучения шли ежедневно и ни разу в Республиканской больнице ничего не срывалось, все понимали важность происходящего. Здесь 13 корпусов и всего 12 IT-специалистов во главе с Надеждой Викторовной.
— В районных больницах Карелии работают по 1-2 человека, найти таких специалистов сложно, работа многозадачная. Даже если ты хорошо все организовал, всегда возникают экстренные ситуации, когда от тебя нужно больше. Нас, к примеру, несколько лет назад попросили вывести данные со всех прикроватных мониторов в отделении реанимации в ординаторскую — мы эту задачу решили. Сложно было и когда впервые транслировали операцию, столкнулись с тем, что в операционную должен идти IT-специалист: настроить оборудование и присутствовать там во время всей операции, следить, чтобы сигнал не пропал. Многие не выдерживают на такой работе, но те, кто остался, они профессионалы.
Для справки: раньше лампа с видеокамерой крепилась на лоб хирурга, а сегодня аппаратура передает видео уже с прибора — технологии идут вперед, спасибо нашим инженерам.
Единая система
Если раньше вся информация о пациенте была в его бумажной карточке, то сегодня врач заносит результаты анализов, диагнозы и назначения в единую базу на компьютере. Пациент при этом получает распечатанный лист с диагнозом и может без труда прочитать, что ему рекомендовано.
Сегодня цель — общая централизация, формирование единой госсистемы здравоохранения. Так делают во многих странах. В любой экстренной ситуации врач сможет зайти и увидеть всю историю болезни человека, подобрать лечение «ювелирно», исходя из анамнеза. Карелия не на первом этапе, сегодня уже многое сделано для этого направления. А центры первичной помощи — где пациент с врачом могут общаться по видеосвязи — уже появились в Москве. Не за горами тот день, когда они появятся и у нас.