Как стать наставником для ребят из детского дома и помочь им оплачивать кружки и репетиторов: рассказываем про три интересных проекта в Карелии
С каждым годом подход к помощи детям из детских домов меняется. Раньше это были в основном сборы вещей и сладостей к Новому году, затем пришло понимание, что ребенку нужно внимание: детям стали проводить праздники, мастер-классы, вывозить на экскурсии. Сегодня мир шагнул еще дальше и основной упор делается на социализацию — помощь ребенку адаптироваться к миру за стенами детского дома.
В Карелии уже 29 лет работает региональная общественная организация «Карельский союз защиты детей», которая за эти годы по-разному подключалась к решению проблем социального сиротства. Сначала детям оказывалась в основном юридическая поддержка (например, им объясняли, как получить жилье). Около 13 лет организация сотрудничала с финской некоммерческой организацией «Спасите детей» (сегодня это сотрудничество прекращено).
Тогда появился проект «Детские дома Карелии». Удалось наладить сотрудничество со всеми детскими домами республики. Сегодня их в Карелии восемь (включая отделения). Все эти годы Карельский союз защиты детей оказывал материальную помощь, тогда это было актуально. Покупали материалы для кружков, спортивный инвентарь (например, лыжи, которые все время ломаются и теряются), оплачивали репетиторов, поездки к месту отдыха.
— Каждый центр мог написать нам заявку на приобретение материалов. К сожалению, сейчас этот проект закрывается. И мы активно развиваем другие направления, которые оформились в три программы, — рассказывает Мария Пячиц, координатор программ.
Программа «Наставники»
Она направлена на оказание социального сопровождения детей и подростков, которые готовятся к выпуску из центра помощи детям. Волонтеры находят кандидатов из числа жителей Карелии, обучают и дальше формируют наставнические пары с ребятами, которые готовы участвовать в программе. Работают сегодня с тремя центрами — в Петрозаводске (обучили уже три группы и сформировали 10 пар), Сегеже и Олонце.
— Наставник встречается с ребенком один на один еженедельно в течение года. Это именно регулярное взаимодействие. Задача наставника — понять ребенка, узнать его поближе, дать ему узнать себя. А основная миссия — научить его формировать и поддерживать здоровые отношения. Это тот навык, который в связи с трудной жизненной историей ребенка у него отсутствует. А это основное, что нужно для дальнейшей социализации, — говорит Мария.
Для того чтобы формировать этот навык, наставники используются различные инструменты: учатся вместе готовить борщ, лепить пельмени, ходят в магазины выбирать продукты, формировать бюджет, вместе ищут колледжи для поступления, одним словом, разбирают обычные жизненные ситуации. В процессе, когда ребенок начинает доверять взрослому, он уже может поделиться своей личной проблемой и получить совет.
Первое время у пары эйфория, потом начинается притирка. Бывает всякое. Но после проработки наступает новый этап, более осознанный. Это уже общение с ребенком таким, какой он есть.
— У каждой пары есть своя форма взаимодействия, которая для них комфортна. Например, в прошлом году одна из пар ездила на занятия в музыкальную школу, потому что у девочки была мечта — научиться играть на фортепиано. Наставница возила ребенка на занятия. История вдохновляющая. А кто-то выбирает более развлекательные формы досуга.
Сегодня в программу берут ребят с 13 (возраст, с которого в Карелии дети уже очень редко попадают в семьи) до 23 лет (именно до этого возраста они приписаны к центру и за их судьбой следят сотрудники). Самому взрослому ребенку проекта сейчас 17 лет.
— Еще не все ребята знают про программу, поначалу им было страшновато идти. А сейчас, когда мы подходим к центру, у нас уже очередь выстраивается, спрашивают, когда к ним наставники придут. Особенно мы хотим подключить к программе ребят из районов, которые приезжают в Петрозаводск поступать в колледжи. Ведь они тут совсем одни. Если ребенок учится в Олонце, он может прийти в гости в свой центр (знакомые люди, родные стены, тебя там накормят). А если уехал, ему очень нужна поддержка. Для них наставничество было бы очень актуально. В этом году мы будем развивать программу в этом направлении.
А что наставники? Удивительно, говорит Мария, но когда идет запрос, наставники всегда находятся. Это связано в том числе с известностью организации в Карелии. Как только волонтеры начинают активно выходить на предприятия, рассказывать о программах, отклик всегда есть. В прошлом году, во время весенней рекламной волны, поступило более 70 заявок от наставников. Но остаются в программе не все.
Сначала наставники проходят онлайн-обучение на платформе «Арифметика добра», затем идут на личную консультацию к психологу, а также на очный тренинг. Если на консилиуме специалистов принимается решение, что человек действительно может стать наставником, его участие в проекте одобряется. После этого он собирает необходимые документы. Путь тернистый, но он подтверждает готовность человека, его ресурсность. Если все прошел, то шанс, что он готов к программе, очень высокий. Тем не менее, отсев составляет около 70% с момент подачи заявки, говорит Мария.
— Были ситуации, когда я обзваниваю людей, которые оставили заявки, спрашиваю, все ли в силе, а они отвечают, что не помнят, что подавали заявку. То есть это какой-то ночной порыв был. Случай редкий, но бывает. Есть люди, которые готовы помогать, но не рискуют взять наставничество. Тогда мы предлагаем другие формы сотрудничества.
Наставник и наставляемый после нескольких встреч подписывают не юридическое соглашение о намерениях. Что готовы встречаться каждую неделю в течение года. В конце года они подводят итоги, рассказывают, чему оба научились. Решают, хотят ли дальше продолжать общение. После завершения проекта они могут продолжить общение в более свободной от контроля кураторов форме.
— Они уже больше как друзья. Тем не менее, мы все равно даем рекомендации для общения. В любом случае, пока ребенок находится в центре помощи детям, волонтер не может взаимодействовать с ним без нас как связующего звена. С прошлого года мы стали распространять эту программу на Олонец и Сегежу (там уже сформирована первая пара). У благотворительных организаций не часто получается «отходить» от центра в районы, у нас это получилось. Уже есть заявки от кандидатов в Сортавале. Мы бы хотели со всеми районами Карелии работать, потому что везде детям нужны старшие друзья.
Программа «Поколение выбор»
Если кандидаты прошли все этапы, но сотрудникам Карельского союза защиты детей кажется, что они не смогли достаточно рассмотреть людей, есть еще один вариант сотрудничества. Важно четко понять, с каким взрослым имеешь дело и какому ребенку он будет наиболее полезным, рассказывает Мария.
— Когда составляем пары, ищем такой вариант, чтобы было не просто совпадение по характеру. Нужно, чтобы именно этот взрослый был ресурсным для конкретно этого ребенка. Здорово, когда есть общие интересы, это некая точка старта. Если оба, к примеру, любят играть в футбол, то им будет проще начать дружить. Поэтому иногда мы кандидатов приглашаем поучаствовать в разных проектах в качестве волонтеров. Часто в процессе они «дозревают», а иногда сразу знакомятся с ребенком, наставниками которого станут.
Программу «Поколение выбор» организуют при поддержке фонда «Открывая горизонты». Она направлена на раннюю профориентацию. В ней участвуют в основном дети от 12 до 14 лет. Дети участвуют в играх, которые направлены на развитие «мягких» навыков: коммуникация, креативное мышление, работа в команде, лидерство. А также знакомятся с людьми разных профессий. Иногда волонтеры вместе с детьми едут на производство, а иногда сами специалисты приезжают к детям в офис организации.
В прошлом году, например, ездили в мастерскую, которая занимается ремонтом грузовых автомобилей. Затем ездили на камнеобрабатывающее предприятие. В этом году идет второй год программы.
— Волонтеры в этом проекте играют важную роль. Они помогают проводить профориентационные игры. Могут играть роль главы деревни, например, или берут на себя роль участника процесса. Помогают детям в сложных моментах игры. Хотелось бы, чтобы у каждого ребенка был индивидуальный волонтер, который проходил бы с ним всю программу.
Сейчас в проекте около 15 постоянных волонтеров. Они также проходят обучение. Чтобы общение было безопасным и комфортным для взрослого и ребенка, важно, чтобы он изучил основы детской психологии, психологии сиротства, знал о системе учреждений. С ними обыгрывают ситуации и рассказывают, как себя в них вести и как делать не стоит категорически. Без обучения волонтера не допустят в программу. После этого нужно также собрать пакет документов, который передается в центр помощи детям.
В этой программе волонтеры задействованы два раза в месяц по 2-3 часа, встречи проходят в офисе в центре города.
Есть еще третья программа. Все три программы цикличные, на год: после завершения запускаются снова. Каждый год, подводя итоги, координаторы учитывать предыдущий опыт и вносят коррективы.
Программа «Траектория успеха»
Направлена на образовательную поддержку детей. Здесь тоже есть индивидуальное сопровождение ребенка, а также тренинги на развитие «мягких» навыков, но они двухдневные и проходят обычно на турбазе в районе озера Урозеро. Там происходит более глубокое погружение для ребят, есть возможность поменять обстановку, побыть за пределами центра, это очень положительно сказывается на их состоянии.
За год проводят четыре тренинга. Стараются, чтобы была стабильная группа детей — 8 человек. Но дети меняют друг друга по разным причинам: болеют, уезжают в семью, просто отказываются, такое тоже бывает. Каждый год завершается большой образовательной поездкой, при поддержке фондов (президентских грантов, грантов главы).
В позапрошлом году ездили на Соловецкие острова. Дети сначала писали работы по поморам и белухам, а потом поехали все это наблюдать лично. В прошлом году изучали произведения Льва Толстого и по завершении программы поехали в музей-усадьбу «Ясная Поляна».
— Параллельно мы предлагаем ребятам возможность заниматься с репетиторами, чтобы помогать им готовить к поступлению в вузы и колледжи. Кто-то занимается с одним репетитором, кто-то с несколькими. Одной девочке, к примеру, мы оплачивали в течение трех лет репетитора по математике, русскому и истории. Она планирует подавать документы в ПетрГУ на исторический факультет.
Сегодня основная трудность — это недостаточное финансирование. Поэтому сотрудники Карельского союза защиты детей и волонтеры просят откликнуться всех жителей Карелии, в том числе предпринимателей и компании, которые готовы помогать ребятам с оплатой репетиторов, секций, кружков. Также ищут средства на то, чтобы проводить тренинги, вывозить ребят за пределы города. Есть регулярные нужды и нужен постоянный приток средств. И мы вместе можем сделать так, чтобы у всех детей были равные шансы стать успешными!
Если вы готовы присоединиться, информация и реквизиты есть на сайте Карельского союза защиты детей.