Республика

Как в Карелии дают «зеленый свет» федеральным магазинам и губят местную торговлю

Артур Парфенчиков Олония
Фото: Губернiя Daily; Владимир Астапкович / РИА Новости

В республике падает уровень производства местных продуктов — молока, масла, хлеба, колбасных изделий и рыбных консервов. В этом году снижение составило почти 11%. Такой вывод содержится в «Предварительных итогах социально-экономического развития республики в январе — августе 2021 года», поступивших 1 ноября в парламент Карелии из правительства. В правительстве указали и причину падения:

— Такая ситуация обусловлена в основном высокой конкуренцией со стороны более дешевой продукции, завозимой из других регионов, а также снижением потребительского спроса на продукцию местных производителей.

Daily уже писала, что такое объяснение — не более чем попытка карельских властей переложить ответственность за свою неэффективную и даже разрушительную политику на местных производителей. Так, например, производство молочной продукции падает из-за того, что ведущие молочные комбинаты Карелии «Славмо» и ОМК просто не могут найти в республике сырье в необходимом количестве, потому что его всё в больших объемах вывозят за пределы Карелии. К тому же благодаря действиям главы Минсельхоза Владимира Лабинова и молочному кризису, который он недавно спровоцировал, цены на то сырье, что еще могут купить «Славмо» и ОМК, стали этой осенью самыми высокими на Северо-Западе. Эти обстоятельства явно работают против местных производителей.

молоко магазин
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Но есть еще одна причина, почему в Карелии падает производство своих продуктов, а также их продажи, — это федеральные торговые сети, которые занимают всю большую нишу в региональной торговле. Карельские власти охотно заключают с ними соглашения о сотрудничестве, позволяя беспрепятственно расширяться и проникать повсюду — без существенных условий и требований, направленных на защиту и развитие региональной экономики.

При этом не секрет, что продукция в магазинах федеральных сетей в основном привозится из других регионов — с крупных предприятий российского масштаба. Поэтому, чтобы попасть на полки к «федералам», местным производителям нужно выдерживать жесточайшую конкуренцию и исполнять подчас трудновыполнимые требования по объемам, срокам поставки и т. п., нарушение которых влечет существенные штрафные санкции, способные разорить предприятие. Понятно, что для небольших карельских производств «зайти» в федеральные сети почти нереально, а выпасть из них тем, кто в них все-таки представлен, проще простого, что означает отсутствие сбыта и постепенное умирание.

Артур Парфенчиков осматривает уголок фермера. Фото: страница главы Карелии во «ВКонтакте»

Попытки карельского правительства и лично губернатора Артура Парфенчикова сгладить этот эффект и договориться с «федералами» существенной пользы пока не приносят. В основном всё пока ограничивается созданием уголков фермера, которые никакой погоды для региональной экономики не делают и работают больше на личный пиар губернатора. Поэтому, чтобы не зависеть от федеральных сетей, некоторые производители кооперируются с небольшими местными сетями или создают их сами. Самый успешный пример такого проекта в Карелии — сеть магазинов «Олония», в продажах которой более 60% составляет карельская продукция: Олонецкого молочного комбината, своих пекарен и других местных производителей.

Проект настолько хорошо получился, что за четыре года магазины «Олонии» открылись во многих городах Карелии. Фактически сеть развился за счет народной поддержки — при полном отсутствии административного ресурса и преференций от государства. Напротив, со стороны карельских властей заметно всё большее противодействие. Они стараются не давать разрешений на открытие новых магазинов и делают всё, чтобы избавиться от наиболее популярных объектов «Олонии».

магазин молоко олония
Фото: «Губерния Daily»

Для этого мэрия Петрозаводска под формальным предлогом не продлила договоры на размещение трех павильонов на проспекте Александра Невского, улицах Калинина и Древлянка, пользовавшихся большой популярностью у горожан, а потом добилась их сноса.

И кто после этого, интересно, виновен в снижении продаж местной продукции — карельские производители, которых старательно выкидывают из торговли, или местные власти, которые помогают продвигаться федеральным сетям с долго лежащей, несвежей продукцией из других регионов?

Яркая Карелия в нашем Instagram