Карелия оказалась седьмой с конца в России по работе промышленности, пока Парфенчиков восторгался форелью
Росстат опубликовал свежую статистику работы промышленности в разрезе регионов за четыре первых месяца года. Если воспользоваться ей и сравнить все области, республики и края России по индексу промышленного производства, то можно определить лидирующие и отстающие субъекты федерации.
В число регионов с резко возросшими объемами промпроизводства вошли, в частности, Дагестан — 164,9% (январь—апрель этого года в сравнении с таким же периодом прошлого года), Курганская область — 140,4%, Северная Осетия — Алания — 131,6%, Чувашия — 125,1%, Калужская область — 122,8%, Кабардино-Балкария — 122,5% и Бурятия — 120,6%.
Среди самых отсталых регионов по промышленному производству оказались Тыва — 77,7%, Еврейская автономная область — 92,4%, Калмыкия — 93,5%, Кемеровская область — 96,1%, Ханты-Мансийский автономный округ — 96,8%, Ненецкий автономный округ — 98,6% и на седьмом месте с конца — Карелия с 98,7%.
Очевидно, что этот своеобразный рейтинг — лишь отражение удручающего положения в работе карельской промышленности, которая до сих пор не может преодолеть начавшееся весной 2022 года затяжное падение. Но несмотря на в общем-то безрадостную ситуацию, региональные власти, напротив, излучают сплошной оптимизм и словно намеренно игнорируют реальность.
Так, после состоявшегося в июне Петербургского международного экономического форума глава Карелии Артур Парфенчиков расхваливал в интервью РИА Новости работу двух ведущих отраслей региональной экономики — лесопромышленной и горнодобывающей, умолчав что и добыча полезных ископаемых, и обрабатывающие производства в Карелии сработали в январе-апреле этого года на 97%, то есть произвели на 3% меньше, чем за такой же период годом ранее.
Естественно, Парфенчиков не обмолвился ни словом в этом интервью о том, что при проседании двух столпов региональной экономики — камня и леса — он сознательно препятствует развитию других сегментов и, прежде всего, молочной отрасли, которая была на подъеме весь 2022-й и первую половину 2023 года, но с июля прошлого года тоже переживает спад.
Причиной этого, как не раз отмечала Daily, является и банкротство Медвежьегорского молокозавода, где правительство Карелии дважды помогало смене собственников и всякий раз на тех, что доводили предприятие до ручки. Еще одной причиной падения производства «молочки» в регионе стал кризис на комбинате «Славмо», который сократил в прошлом году производство на 13% и сработал с чистым убытком в 47 млн рублей.
Третья же причина — в том, что власти Карелии во главе с губернатором целенаправленно блокируют развитие Олонецкого молочного комбината с помощью отказов в выкупе арендованных у республики зданий для их последующей реконструкции и расширения.
В результате Карелия получила — за некоторыми исключениями — падение не только во многих добывающих и обрабатывающих отраслях, но даже в таком секторе последних, как производство продуктов питания, которое также снижается за редкими исключениями.
Что не удивительно, одним из таких исключений в пищевой промышленности является растущее производство соленой и вяленой рыбы и филе (рост в 2,7 раза в январе-апреле), а также красной икры (в 1,7 раза), которые, как известно, производятся нередко за счет варварской эксплуатации карельских озер и вывозятся на продажу в Москву и Питер.
Правда, это нисколько не мешает Артуру Парфенчикову восторгаться тем, что Карелия лидирует в этой области:
— Мы в тройке регионов по производству продукции аквакультуры. И на первом месте по разведению форели — 38 тысяч тонн ее производим… — заявил губернатор в том же интервью РИА Новости, умолчав, какой ущерб наносит эта отрасль республике в отличие от молочной.