Республика

Карельское кино на энтузиазме: кто и зачем снимает фильмы в республике

Кадр из фильма «Падение счастья»

Кино на энтузиазме: кто и зачем снимает фильмы в Карелии — увидев этот заголовок, многие из вас зададут резонный вопрос: “А карельское кино существует”? Удивительно, но да. Недавно в Петрозаводске прошли отчетные кинопоказы короткометражек, снятых молодыми местными режиссерами. Стало интересно встретиться с авторами и создателями этих картин: о чем их кино, откуда они берут деньги, как работают с актерами. Для дочитавших до конца будет бонус в виде рекомендаций классных карельских фильмов, снятых в последние пару десятилетий.

О чем снимают в Карелии?

«Одно желание» (реж. Дарья Лещева)

Дарья:  Мой фильм «Одно желание» — это 40-минутная история девушки, которая попала в сложные жизненные обстоятельства. Внезапно в ее жизни появляется человек, который предлагает исполнить ее заветное желание. По жанру это реализм, комедия с ноткой мелодрамы, с намеком на нечто волшебное. Кино рассчитано на широкого зрителя.

«Падение счастья» (реж. Владислав Петров и Егор Фомин)

Владислав: «Падение счастья» — это артхаусное кино. Мы хотели показать драму через отчаяние и негатив, приближенный к абсолюту. Мы отвечаем на вопросы, как и что может главного героя провести через максимальное отчаяние, показываем, как он проходит этот путь. Через катарсис главного героя мы даем нашим зрителям подумать о том, как в этом можно обрести надежду.

Нам как представителям независимого кино очень важны детали этой картины, на их основе строится повествование. Режиссеры сейчас любят снимать фастфуд, шаурму, а нам бы хотелось, чтобы у зрителя осталось послевкусие после сложной пищи.

Пытаясь высказаться через вечное, мы дали обычный пласт драмы. Первый пласт сюжетного нарратива — это простые взаимоотношения (встреча, расставание, измена). А то, как она показана, через какие детали и визуальный язык, это уже сверху нарощенные пласты.

«Что дальше?» (реж. Дмитрий Евстюничев)

Дмитрий: Мой фильм называется «Что дальше?» — он про юношу Дениса, который ищет своих пропавших родителей с помощью дневника. В эту тетрадь он записывает свои вопросы, а тетрадь его «ведет». Фильм длится 27 минут, и в основном на экране только один герой.

Какая самая большая головная боль начинающих режиссеров?

Даша: Деньги на производство мы собираем сами. Либо снимаем на свои средства (но чаще их нет), либо стараемся договариваться с помощью партнерства. В этом году нам сильно помогает карельский бизнес, они верят и видят в нас потенциал. Мы надеемся, что оправдаем их ожидания. На фильм “Одно желание” бюджет у нас отсутствовал, поэтому команда из примерно 20 человек работала бесплатно, за энтузиазм и идею, но на следующий проект мы выиграли грант в полмиллиона.

Что касается техники — здесь опять-таки договариваемся, кто-то нам ее одалживает, потому что верит в наш проект. Нам повезло, мы снимали на крутые камеры и бесплатно. Чтобы монетизировать карельское кино, понадобится время, но в будущем это возможно. Мне бы очень хотелось увидеть нашу работу в будущем на стриминговой платформе.

Другая проблема независимого режиссера — если ты что-то хочешь сделать, то делаешь это сам. Сам организовываешь все процессы и это бывает довольно сложно. Например, договориться о съемке в каком-то помещении.

Егор, Владислав: Самая главная трудность — решить поставленную перед тобой задачу с нулем в кармане. У нас бюджет был 300 тысяч, 250 из которых ушли на камеру, а 50 тысяч — на зарплату актеров, но если бы средств было больше, то мы бы снимали полный метр.

Владислав: Режиссер в независимом кино — многостаночник. Помимо непосредственно режиссерских функций, он еще должен знать операторское искусство, разбираться во всем. У нас с Егором получилось разделение: я отвечал за техническую сторону, а он за метаидею, сценарий и работу с актерами.

Дмитрий: Мне кажется, проблем с тем, чтобы снимать какие-то любительские работы, у нас в регионе почти нет. Я работал в одиночку и никому не платил (но иногда приносил еду на съемочную площадку). Если мы говорим о каком-то профессиональном уровне производстве фильма, то это, конечно, упирается в бюджет. Смущает отсутствие индустрии, группы людей, которые двигают этот локомотив вперед.

Дмитрий Евстюничев

Кто снимается в карельском кино и кто остается за кадром?

Владислав: У нас снимался актер негосударственного авторского театра Ad LIBERUM Александр Волков, который играл просто великолепно. Актриса Анжелика Дедюхина опыта съемок не имела. Мы работали по принципу восточного кино, отдавая большую часть актерам на импровизацию.

Александр и Анжелика в фильме

Даша: У нашего актерского состава были образование и опыт. Кто-то занимается в любительских студиях, кто-то профессионально работает в театрах.

Даша с командой на съемочной площадке

Дмитрий:  У меня в фильме был актер Руслан Колесин, который работает в театре “Творческая мастерская”. Ему 26 лет. У него немного опыта, но он профессионал. Работать мне с ним было легко, потому что он тоже любит этот жанр мистики и триллера.

Мы работали в основном в Петрозаводске, но один раз ездили в заброшенную деревню снимать. Ехать было страшно из-за убитой дороги, но самые яркие впечатления остались именно от этих съемок.

Кроме актеров и режиссеров, над фильмами работают и другие специалисты. Например, звукооператор Виталий Тамм. В кино он очутился неслучайно:

— Я композитор и музыкант, много времени посвятил написанию и сведению музыки. В 2021 году в Петрозаводск приезжали преподаватели СПбГУКиТ по проекту «Творческий кинорезерв». В ходе трехмесячных курсов готовили специалистов по звуку, по итогу выпускники получили корочки, что могут официально вести деятельность в кино. Это стало для меня настоящим трамплином. Я начал участвовать в разных съемках в Петрозаводске и за его пределами. Конечно, у звукорежиссера такая доля, что самому фильм не снимешь и надо встраиваться в команду, поэтому есть свои трудности. Например, нельзя создать фильм под саундтрек, все происходит наоборот. А качественная работа звукорежиссера и вовсе не заметна: смыкание губ, идеально звучание голоса и окружения, — если ничего не выбивается, то специалист отработал хорошо, — рассказывает Виталий.

Что дальше?

Владислав: Мы запланировали для своего фильма фестивальное турне: отправляем его на разные конкурсы, чтобы его смогли оценить профессионалы. В свободном доступе его пока не будет, но, вероятно, сделаем в Петрозаводске небольшой показ.

Даша: Мне кажется, что у нас не фестивальная работа, мы планируем отправлять свой фильм продюсерам и искать бюджет на полный метр. Продюсеров как раз часто интересуют простые истории, которые не так сложны в реализации, но несут в себе какой-то смысл. Но если через год фильм не выстреливает, то держать его на полке смысла нет, авторы после этого его публикуют в интернете. Но сразу же не выкладывают, чтобы потом не было проблем с авторским правом. Часто у начинающих авторов подсматривают хорошие идеи, а потом снимают их с большим бюджетом.

Фото с отчетного показа / Пресс-центр ПетрГУ

Дмитрий: Для моего фильма мало подходящих фестивалей авторского кино, для арт-хауса он не подходит, а для фестивалей короткометражек длинноват. Но я нашел парочку и отправлю туда свою работу.

Можно ли снять кино на смартфон?

Егор: Можно снять великолепное кино камерой за 250 тысяч. Американцы придумали такую камеру, это Black magic, аренда которой стоит 8-10 тысяч в день. По картинке она не сильно будет отличаться от камеры, которая стоит 250 тысяч в день. То есть люди хакнули систему и позволили любителям снимать свое кино. Но на телефон снять кино не получится.

Виталий: Даже если снимать на айфон, то на площадке все равно будет и свет, и звук, и другое дорогое оборудование.

Даша: Думаю, что на телефон можно снимать, когда вы начинаете свой путь в кино, если вы что-то хотите попробовать.

Дмитрий: Мне кажется, что это больше маркетинговая история, когда студии говорят, что сняли кино на телефон. Люди придут, посмотрят один раз, но больше не придут. Это фишка ради фишки.

Про провинциальность и кринж

А еще мы побеседовали о том, что на некоторые фильмы и сериалы, снятые в регионах, сложно смотреть без эмоции “испанский стыд”. И это, пожалуй, главное предубеждение против локального кино — от него не принято ожидать чего-то хорошего.

Даша: До зрителей иногда доходят не самого лучшего качества картины, по которым у зрителя может сложиться впечатление, что все, что снимается в Петрозаводске и Карелии, выглядит плохо. Но на отчетных кинопоказах, которые недавно прошли в Петрозаводске, мы выбрали реально хорошие работы, это правда уже другой уровень. Я могу точно сказать, что кринжа не было.

Егор и Владислав: Сложно оценивать свои работы, но мы сделали то, что хотели — и нам нравится получившийся результат.

И напоследок ребята посоветовали три запомнившихся им фильма, снятых в Карелии за пару последних десятилетий. Их вы, возможно, не видели, но стоит: «Ананас», "Последний романтик", «Человек из банки». 

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram