Республика

Карельское правительство готово переплатить 30 миллионов питерской фирме за ремонт дорог?

К нам в редакцию обратились представители компании ООО «ПСК «Строитель» и рассказали одну загадочную историю. Суть истории заключалась в том, как их фирма проиграла, казалось бы, выигранный ею конкурс, и еще в том, сколь легко карельское правительство решило расстаться с тридцатью миллионами рублей.

Фабула такова. В рамках приграничного сотрудничества между Россией и Финляндией было решено улучшить транспортное сообщение через пропускной пункт Сювяоро. Для этого требовалось сделать кусочек дороги, ведущий к границе, соответствующим европейским стандартам. Ихала – Райвио – госграница — всего 28 километров. Часть проекта оплачивает финская сторона, часть – правительство Карелии через свое казенное учреждение «Управтодор».

На торгах, прошедших в позапрошлом году, заказ на реконструкцию первой половины этого участка выиграла фирма ООО «ПСК «Строитель» и без проблем справилась со своей задачей. Заказ на вторую часть дороги выиграла компания «Дивный град», запомнившаяся петрозаводчанам по ремонту проспекта Ленина. Эта фирма не успевала выполнять работы в срок, и в конце концов договор с нею был расторгнут. Чтобы не затягивать процесс (а по условиям финских партнеров работу нужно было завершить к июню 2015 года), заказчик провел запрос предложения (упрощенный вариант конкурса), по итогам которого право на реконструкцию второго участка, так же как и первого, получил «ПСК «Строитель». А вот дальше начались чудеса.

На 30 миллионов дороже

Неожиданно антимонопольное управление аннулировало результаты запроса предложения, ссылаясь на то, что заказчик не имел права в одностороннем порядке расторгать договор с «Дивным градом». «Дивный град» обратился в Арбитражный суд, чтобы вернуть себе контракт в судебном порядке, но иск его удовлетворен не был. Суд решил, что договор с несправившейся фирмой расторгать в одностороннем порядке было все-таки можно. Казалось бы, следовало вернуть все назад, признать результаты заказа предложения действительными и поскорее заключить контракт с «ПСК «Строитель». Но так не сделали, и заказчик объявил новый конкурс, на который выставились две карельские фирмы («Пересветстрой» и «ПСК «Строитель») и две питерские (ООО «РСК» и ООО «ДНС»). Начальная цена была чуть более 210 миллионов рублей. Торги состоялись 17 июля. После вскрытия конвертов оказалось, что питерские компании даже не попытались снизить цену, заявив те же 210 миллионов. Казалось, они обречены на поражение, ведь в подобного рода конкурсах побеждает тот, кто выразит готовность работать за наименьшие деньги. «Пересветстрой» предложил 207 миллионов, а «ПСК «Строитель» и вовсе 180. Вроде бы, все ясно. Но через четыре дня конкурсная комиссия объявила, что заявки обеих карельских компаний признаны не надлежащими, и победителем назначается ООО «РСК». То есть, фирма, чьи услуги обойдутся карельской казне на 30 миллионов дороже.

Не устроил бетон

— Заказчик объяснил это тем, что мы допустили 3 ошибки в заполнении конкурсной документации, — говорит исполнительный директор «ПСК «Строитель» Николай Жилкин. – Например, в требованиях было указано, что наибольший размер заполнителя у бетона должен быть не более 80 миллиметров. Мы указали 40. Это соответствуют ГОСТу, и это явно «не более 80». Но комиссия указала на это как на несоответствие конкурсным требованиям. Похоже, они считают, что «не более 80» это «ровно 80».

Вообще, по мнению Николая Васильевича, вся эта комбинация выглядит, по меньшей мере, странной. Основным критерием при определении победителя конкурса, кроме цены, служит квалификация исполнителя, которая определяется по количеству выполненных контрактов за последние 4 года, а так же по количеству техники и работников. По этим показателям его компания так же опережала других. За 4 года она завершила строительство четырех объектов, у нее имеется 30 единиц техники и более 15 специалистов. Это не говоря о том, что опыт работы «ПСК «Строитель» составляет более 27 лет, за их плечами десятки построенных и отремонтированных дорог, и сейчас именно они выполняют миллиардный заказ по строительству трассы к Великой Губе. А если заглянуть еще дальше, то компания «ПСК «Строитель» выросла из артели старателей, еще в 1957, ее году основал знаменитый Вадим Туманов, который и сейчас входит в ее совет директоров. В 1987 ПСК перебралась в Карелию и стала первым в СССР дорожностроительным кооперативом. У питерцев же всего два выполненных контракта. То есть, получается, что их квалификация хуже, стоят они дороже, и, тем не менее, именно они побеждают в этом конкурсе.

— Неужели три спорные пункта в конкурсных документах для нашего правительства весомее 30 миллионов? – недоумевает Жилкин. – А ведь, если бы договор достался карельской фирме, мы бы еще отчисляли республике налоги — на прибыль, на добавленную стоимость, НДФЛ. Питерцы же все налоги будут оставлять по месту своей регистрации.

Действительно странно. За разъяснениями мы обратились к заместителю директора КУ РК «Управтодор» Игорю Новокшонову, являвшемуся председателем конкурсной комиссии.

— Мы работаем в рамках законодательных актов и руководствуемся 44 законом, — сказал Игорь Александрович. – При проведении конкурса предусмотрен определенный порядок. Кроме цены и квалификации, комиссия предъявляет требования к применяемым соискателями материалам. Победитель высчитывается по специальной формуле. Конечно, руководителей «ПСК «Строитель» можно понять – им обидно. Но побеждает достойнейший. Впрочем, им не никто не мешает опротестовать результаты в судебном порядке.

— Понимаете, дело не только в том, что нам обидно, а в том, что, как нам кажется, здесь прослеживается элемент сговора, — отвечает на это Николай Жилкин.

Ну действительно, почему питерская фирма не снижала цену, указав, практически, максимально возможную цифру в 210 миллионов. Так смело действовать можно было только в случае, если ты не хочешь выиграть… или если твердо знаешь, что твоих конкурентов снимут с дистанции. А еще Николай Васильевич рассказывает, что по его наблюдениям с недавнего времени карельское правительство начало странным образом симпатизировать именно этой питерской компании. Например, в мае было опубликовано объявление о трех лотах по содержанию дорог в районах республики. Выиграло ООО РСК, но кто-то из участников подал жалобу в УФАС, и закупку аннулировали.

Тогда заказчик обратился в Арбитражный суд с требованием признать решение УФАС не законным и попросил приостановить предписание об аннулировании. Суд приостановил. И правительство тут же заключило с РСК контракт на содержание дорог. То есть решения суда еще не было. Предписание антимонопольного управления не отменено, оно, просто, заморожено. Но правительство торопится заключить договор в обход правил и порядков. Больше того, банковскую гарантию ООО РСК предоставило лишь через неделю после заключения контракта. Хотя, по существующим правилам, для всех других компаний порядок действий всегда другой: сначала банковская гарантия твоей кредитоспособности и лишь потом договор. За какие заслуги очередная пришедшая из Петербурга фирма пользуется такой благосклонностью со стороны карельского правительства?

Впрочем, разве это кого-нибудь интересует? «Петербургтеплоэнерго», «КарелЭнергоРесурс», два ржавых Ан-28, теперь вот ООО РСК. Да, выглядит странно. Да, напоминает схему. Да, есть в этом нечто подозрительное, но стражи порядка старательно делают вид, что сосредоточено смотрят в другую сторону. Потому что, говоря словами известного киноперсонажа, «это нога, чья надо нога». Ведь, как известно, все животные равны, но некоторые животные равнее других.

Срочные новости в нашем Telegram