Кодекс этики для карельских врачей: быть или не быть?
За прошлый год в Министерство здравоохранения Карелии поступило более 1600 обращений, третья часть из которых – жалобы на работу врачей и их отношение к пациентам.
– Медицинская деонтология (совокупность этических норм профессиональной деятельности. – Прим. авт.) – очень сложная проблема в медицине. К сожалению, в программах учебных заведений сегодня об этом говорится очень мало, – констатирует министр здравоохранения Карелии Валентина Улич. – Индустриализация здравоохранения приводит к тому, что теряется ценность человеческих отношений.
Кодекс
В министерстве уверяют: проблемы есть, но жалоб на врачей из года в год становится все меньше и меньше. Возможно, с принятием кодекса врачебной этики эта проблема и вовсе сойдет на нет (хотя пока не сильно верится).
– Существует клятва врача Российской Федерации. В ее основе лежит знаменитая клятва Гиппократа, – говорит министр. – Но сегодня у нас на сайте размещен кодекс врача Республики Карелия. Он находится в открытом доступе. С ним можно ознакомиться. Можно внести свои предложения по его корректировке. В кодексе всего 16 статей, определяющих те моральные и нравственные позиции, которые должны быть у медицинских работников.
Для примера. Статьи 6 и 7 кодекса гласят:
– Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким родственникам.
– Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы.
– Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента.
– Все, кому требуется медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни), должны быть приняты и осмотрены медицинскими работниками независимо от платёжеспособности и наличия страхового медицинского полиса.
– При возникновении конфликта интересов медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
Привлекать к ответственности за нарушение указанного кодекса будет врачебная ассоциация, которая в Карелии, правда, еще не создана. Но в Министерстве здравоохранения республики уверяют, что ее создание не за горами.
– У медицинских работников есть врачебные квалификационные категории и звания. И если человек допускает постоянные нарушения, он может быть лишен всех квалификационных категорий, – поясняет Валентина Улич. – Это достаточно серьезное наказание для доктора.
Врачи рискуют
В последнее время Карелию часто сотрясают скандалы, связанные с недопустимым поведением врачей по отношению к пациенту. Все помнят истории 23-летнего студента Яна Радзюлиса, умершего, не дождавшись помощи врачей, и мусульманки Нигоры Табаровой, которую отказалась принимать врач-гинеколог в женской консультации. А сколько разных некрасивых случаев осталось за кадром?
– Не больше, чем случаев, где пострадавшей стороной являются сами врачи, – уверяют в Минздраве.
– Недавно одна журналистка целый день посидела в регистратуре, – рассказывает Валентина Улич. – В конце дня она сказала: «Спаси меня Бог от такой работы». Потому что люди приходят заранее готовые к негативу, а это надо выдержать. Медики тоже живые люди. Я уже не говорю о тех случаях, которые произошли в новогодние праздники, когда во время работы в один день был избит доктор, в другой – водитель скорой. Подобное происходит каждый день. Каждый день специалистов оскорбляют, каждый день им угрожает опасность. Выезжая на вызов, врачи скорой никогда не знают, к каким людям едут. Кто их там ждет? С каким ружьем или гранатой?
И тем не менее они едут!
– В январские праздники наши специалисты выезжали в Сортавалу для того, чтобы оказать помощь двухлетнему ребенку, которого мама с папой из турне по «Золотому кольцу России» привезли уже с перитонитом, – рассказывает министр. – Я позвонила в больницу в 11 часов вечера. Все врачи были на работе. По первому зову все собрались и решали вопрос, кто и как поедет.
– Систему здравоохранения обвиняют в корпоративном братстве. Говорят, что мы друг друга все стараемся защитить. Безусловно, – соглашается министр. – Посмотрите, какая агрессия сейчас на систему здравоохранения. Если мы не будем друг друга защищать тогда, когда это не касается жизненных вопросов пациентов, тогда, наверное, наша система просто разрушится.