Медвежьегорский молокозавод погибает, а Худилайнен призывает его коллектив не страшиться банкротства
Разговоры о катастрофической ситуации, сложившейся на медвежьегорском молочном заводе, идут давно: по словам сотрудников предприятия, им уже несколько месяцев задерживают зарплату, скот на заводе голодает и не дает молоко, и дело идет к банкротству. «Губернiя Daily» выяснила, почему ни руководство предприятия, ни глава Карелии Александр Худилайнен до сих пор не бьют тревогу и чем это чревато для 450 сотрудников предприятия и их семей.
От успеха к банкротству
Еще в 2014 году медвежьегорский молокозавод был признан лучшим в Карелии молочным производством. Однако после прихода в Карелию питерского инвестора перспективное предприятие с большим количеством квалифицированных специалистов стало стремительно угасать.
Новый владелец предприятия – питерский бизнесмен Игорь Белоусов, основатель компаний «Белоусов групп» и «Семейный капитал». В начале 2015 года теперь уже бывший министр сельского хозяйства Григорий Мануйлов рассказывал карельским депутатам, какой замечательный инвестор в лице «Белоусов групп» пришел в Карелию. Но таинственным образом с появлением нового хозяина сотрудники предприятия сначала постепенно лишились премий, а затем им стали и задерживать зарплату. Объемы переработанного сырья сократились больше чем в два раза, а с прилавков карельских магазинов почти исчезла медвежьегорская продукция.
Тем временем коллективное обращение с требованием стабилизации их работы подписали 120 сотрудников завода. В начале августа карельские профсоюзы, до которых дошли сигналы тревоги от медвежьегорских коллег, приехали на ферму молокозавода в деревне Лумбуши, где содержится элитное племенное стадо айрширской породы. На фото видно, в каком состоянии находятся животные: по словам сотрудников, сена коровы не видели с февраля 2016 года. Денег нет ни на прокорм, ни на лечение бурёнок.
Руководитель профсоюзной организации молокозавода Лариса Губкина в интервью коллегам из «Петрозаводск говорит» призналась, что считает, что деньги предприятия, скорее всего, все это время «уходили на сторону». Ведь, по данным госинспекции труда, долг молокозавода на 1 августа 2016 года составил 6,378 миллиона рублей.
А один из бывших сотрудников предприятия в разговоре с нами посетовал, что уволиться ему пришлось, потому что «отношение к рабочим на заводе было как к рабам».
— Неблагодарные эти питерцы, — горько пошутил он.
Напрасная шумиха
Правда, заместитель генерального директора компании «Семейный капитал» Александр Микуляк утверждает, что 90% шума и информации в СМИ о Медвежьегорском молочном заводе – неправда. Например, про упавшую с 25 до 9 тонн переработку молока: предприятие, по словам Микуляка, перерабатывает сейчас около 20 тонн сырья, и это нормальное сезонное уменьшение производительности в связи с уменьшением спроса.
— Кто вам сказал, что на заводе кризис? Кризис – по всей России, но даже он не главная причина проблем на нашем предприятии, — говорит он. — Главная причина наших проблем – это то, что карельские надзорные органы не хотят идти к нам навстречу. У завода были долги по выплате налогов – эти средства изымали с наших расчетных счетов, и денег на зарплату сотрудникам просто не оставалось! Мы просили налоговую «растянуть» эту задолженность на квартал – на период до конца лета – но нам отказали.
Сейчас, как уверяет Микуляк, долги погашены, и зарплату выплачивают: уже покрыт май, часть июня, кто-то уже получил зарплату и за июль.
— Судите сами: сотрудники молочного цеха должны были получить зарплату за июнь 15 июля, а выплатили им деньги 2-3 августа, — говорит он. — Да, задержка все еще есть, но ситуация стабилизируется. Мы сейчас активно заготавливаем силос, что требует больших вложений, ищем кандидатуру на должность директора комбината (хотелось бы, чтобы это был человек из местных), в общем – работаем в прежнем режиме. Шумиху вокруг ситуации на предприятии подняли совершенно напрасно. Почему, например, никто не говорит о других проблемах? Например, о часто встречающемся пьянстве среди наших сотрудников? Несмотря на это, мы никого не увольняем, а проводим с сотрудниками разъяснительные работы.
Ждать улучшений
Губернатор Карелии Александр Худилайнен тем временем считает, что банкротство градообразующего предприятия с многолетней историей — это мелочи.
— Банкротство – это нормальная процедура финансового оздоровления предприятия, — говорит он, призывая несколько сотен сотрудников предприятия не волноваться.
Министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии уверяет, что правительство готово предложить молокозаводу индивидуальные программы поддержки:
— Во время нестабильной экономической ситуации в стране многие предприятия просят поддержки государства, — говорит он. — И мы готовы помочь. Но в этой ситуации нам нужна абсолютно понятная и прозрачная политика предприятия.
А председатель карельской республиканской организации профсоюза Виктория Шарапова предложила сконцентрироваться на «положительной динамике»:
— После проведенной работы руководство предприятия пошло-таки нам навстречу, — говорит она. – Люди действительно стали потихоньку получать зарплату, предприятие сейчас будут проверять трудовая инспекция, Управление ветеринарии по Карелии, другие надзорные органы – думаю, главные выводы еще будут сделаны.
По словам Шараповой, ситуация на заводе сложилась отчасти еще и из-за юридической неграмотности работников предприятия. Проще говоря, они долгое время никуда не заявляли, а это ускорило бы процесс разбирательств.
— В сложившейся ситуации нужно поэтапно решать существующие проблемы, — говорит она. — Другого выхода нет. Можно было ждать кого-то, кто встанет у руля предприятия и решит его проблемы, но их так много, что вряд ли это кому-то из предпринимателей нужно.