Министр образования Карелии назвал закрытие сельских школ борьбой за качество обучения
На вчерашнем брифинге в правительстве РК — а он был посвящен окончанию учебного года — у журналистов, естественно, возникли вопросы об оптимизации сельских школ республики. Министр образования Александр Морозов рассказал о том, что закрывать школы никто не собирается, а планы оптимизации — полностью на совести органов местного самоуправления.
Напомним, оптимизация школ связана с тем, что карельский бюджет урезали на 1,5 миллиарда рублей. Взамен Карелия получит финансовую помощь из федерального бюджета — 3,9 миллиарда рублей (речь идет о бюджетном беспроцентном кредите).
По словам министра, серьезный резонанс и эмоциональный информационный фон вызваны не самим фактом оптимизации, а существованием множества непрофессиональных мнений по этому вопросу. Ни правительство, ни Министерство образования не пытаются достичь каких-либо показателей. Более того, речь идет вовсе не о закрытии школ, а о борьбе за качество обучения. А для этого нужны определенное состояние сети, контингента школ и технологий.
— Планы по оптимизации разрабатывались в 2013—2014 году органами местного самоуправления, которым более понятна ситуация в конкретном районе, чем министерству. Все эти планы, так называемые дорожные карты, открыты и находятся на сайтах местного самоуправления и Министерства образования. Точно так же программа оптимизации открыта, мы ее не прячем, наша задача - обеспечить качество образования, — сказал министр образования журналистам.
Что же касается органов местного самоуправления, то они не только разработали планы оптимизации, но и устраивают провокации. Именно так Александр Морозов охарактеризовал тот факт, что в марте этого года администрация Медвежьегорского района сообщила жителям Великой Губы о том, что в после оптимизации нескольких сельских школ их детям придется учится в интернате.
— Провокация уже произошла, — сказал министр. — Когда администрация озвучила, что дети будут в интернате, дальше любые аргументы работать не будут. Мы работаем с Медвежьегорским районом очень плотно, дети жить в интернате не будут, так же как и в других местах, где есть другие формы обучения.
Неизвестно, успокоит ли обещание министра родителей учеников. В конце мая в Великой Губе состоялся сельский сход, участники которого высказались против объединения классов и интернатной формы содержания детей, поскольку они будут оторваны от семьи, а это может иметь необратимые последствия для их дальнейшей жизни - родители не хотят отправлять в интернаты, помнят трагедию с курсантами речного училища. Но министр образования считает, что опасения родителей и журналистов несколько преувеличены:
— За систему образования в республике я уверен. Если вы мне приведете хотя бы один факт, мы с этим разберемся. Романовы, уверяют вас, были всегда. О них, может быть, меньше писали и говорили.
По словам министра, в Карелии всего 4 интерната с наполняемостью 25 человек, а значит, интернатная форма обучения в республике невозможна в принципе. Прокомментировал министр образования и ситуацию в Муезерском районе. Напомним, накануне появилась информация, что там закрывают все дома творчества и спортивные школы. Учреждения дополнительного образования останутся только в районном центре.
— Давайте как-то вот в одной теме, это разные темы, мы о школах говорим. <...> Я больше чем уверен, это тоже моя позиция, что если мы имеем в муниципальном районе учреждение дополнительного образования, то оно должно работать на детей всего района, а не на детей районного центра. Вот и все! Как это можно организовать? Это можно организовать! - сказал по этому поводу Александр Морозов.
По данным Министерства образования, за последние 10 лет количество школьников уменьшилось почти на 18 000, а численность педсостава, наоборот, за последние три года увеличилась с 5685 до 6923 человек. В некоторых школах получается, что для обучения 14 школьников требуется 16 педагогов, у которых никогда не будет полной ставки. Министр образования подчеркнул, что когда заходит разговор об оптимизации, речь идет лишь об изменении статуса школ — так, 10 учебных учреждений станут не средними общеобразовательными школами, а основными общеобразовательными школами. Другими словами, в них исчезнут 10-й и 11-й классы. 5 основных общеобразовательных превратятся в начальные школы или начальные школы-сады. 9 будут присоединены к более крупным, а еще в 9 школах сформируют разновозрастные классы. Таким образом, оптимизация затронет 33 школы. Сделано это будет исключительно в целях разумной экономии государственных денег.
— Принято говорить, что образование бесплатное — значит оно ничего не стоит. Это неправильно! 39-54 тысячи в год обходится обучение одного человека в обычной школе. 111 с лишним тысяч — норматив на малокомплекную школу. А есть места, где годовые расходы 400 тысяч. Но там деваться некуда — Беломорский район, ситуация примерно как на Валааме, 9 месяцев нет связи с населенным пунктом. Но этот норматив тратится на учебники, на повышение квалификации педагогов, учебные методики, и мы его или тратим и делаем вид, что учим, или приходим к некоему балансу с тем, что должно быть, и тем, что может быть.
Завершая разговор на эту тему, министр образования отметил, что на этот момент ни одно решение об оптимизации ни в одном районе пока не принято. Вот только не сходится арифметика из пресс-релиза с данными, попавшими в том числе и в федеральные СМИ в конце мая этого года: на основании ведомственного приказа в той или иной степени реорганизации подлежит 91 школа, 65 из которых работают в сельской местности. А всего в Карелии деревенских школ 116.