«На грани ликвидации». В Карелии может исчезнуть легендарный совхоз «Эссойла»: власти и не думают его спасать
О плачевном состоянии известного хозяйства АО «Эссойла» в Пряжинском районе, которое известно в республике своей молочной продукцией, рассказала депутат от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова. Она подняла эту проблему 6 ноября в парламенте Карелии на заседании комитета по бюджету, сообщив о намерении собственника «Эссойлы» продать контрольный пакет акций.
По словам Слабуновой, основной акционер сельхозпредприятия Насиб Абдуллаев, который в 2004—2009 годах вывел «Эссойлу» из состояния банкротства и последующие почти 15 лет занимался ее развитием, больше не может продолжать свою деятельность.
Из ответа, полученного Слабуновой на ее официальный запрос в АО «Эссойла», выяснилось, что с 2020 года хозяйство лишилось субсидий из бюджета Карелии, являвшихся для него существенным подспорьем. К потере господдержки, добавим от себя, привела политика арестованного впоследствии за 10-миллионную взятку главы Минсельхоза Карелии Владимира Лабинова, перекроившего в 2019 году бюджетные деньги в пользу государственных совхозов, что вызвало вскоре гибель ряда частных хозяйств — того же совхоза «Маяк» в Ладве.
После лишения субсидий финансовое состояние АО «Эссойла» тоже резко ухудшилось. Эти проблемы еще сильнее обострились в начале 2022 года после введения санкций и резкого роста цен на запчасти, упаковочные материалы и т. п., а также невозможности поднять на столько же цены на молочную продукцию, которая является социально значимой и к тому же реализуется на весьма конкурентном рынке.
В условиях убыточности «Эссойлы» Насиб Абдуллаев сейчас фактически поддерживает сельхозпредприятие за счет других своих компаний, где он является учредителем. Разумеется, невозможно ни считать эту ситуацию нормальной, ни рассчитывать, что она продлится вечно.
Понимая, что без региональных субсидий «Эссойле» не выжить, а его собственные возможности не безграничны, в апреле 2022 года Абдуллаев обратился к главе Карелии Артуру Парфенчикову с просьбой оказать содействие в поиске возможного покупателя контрольного пакета акций или приобрести его за счет бюджета республики. Однако на свое обращение предприниматель не получил от губернатора никакого ответа.
И только спустя практически полтора года — в октябре 2023-го — Минсельхоз Карелии, наконец, прислал в «Эссойлу» запрос, чтобы узнать, по какой цене Абдуллаев может продать хозяйство. Правда, вскоре после этого ведомство за подписью и. о. министра Ольги Палкиной сообщило Эмилии Слабуновой, что выкупать совхоз сами власти не собираются.
Видя, что чиновники готовы допустить банкротство очередного совхоза, Эмилия Слабунова по приглашению работников АО «Эссойла» побывала в хозяйстве, провела встречу с руководством сельхозпредприятия и, пользуясь правом законодательной инициативы, предложила внести поправку в бюджет Карелии на 2024 год, чтобы зарезервировать 150 млн рублей на покупку фермы.
— К нам [во фракцию «Яблока] обратились жители поселка Эссойла и сообщили, что собственник АО «Эссойла» планирует прекратить разведение крупного рогатого скота и производство молока, ищет инвестора для продажи акций. В хозяйстве 360 коров, 75 сотрудников, оно фактически является поселкообразующим, серьезные налоговые средства от него поступают в бюджет района. Люди обеспокоены тем, что могут потерять работу, а очередное важное для республики производство окажется на грани ликвидации, закрытия и уничтожения, — предупредила парламентарий.
Однако на депутатов от «Единой России» не повлияли никакие аргументы о важности сохранения местных сельхозпредприятий, обеспечивающих Карелию натуральной пищевой продукцией. Большинство членов бюджетного комитета Заксобрания проголосовало против поправки Эмилии Слабуновой о выделении 150 млн рублей на покупку «Эссойлы».
Пытаясь для отвода глаз объяснить этот отказ, представитель главы Карелии в карельском парламенте Юрий Шабанов решил обвинить Слабунову в том, что она предлагает выделить деньги, еще не зная, сколько стоит контрольный пакет акций «Эссойлы». Однако из неуклюжей попытки Шабанова ничего не вышло.
— Можно посчитать в днях, сколько времени было у правительства Карелии с апреля 2022 года для того, чтобы сесть за стол переговоров с собственником и получить ответ на этот вопрос. Но правительство так и не узнало стоимость контрольного пакета, а я это сделала, — парировала упрек Эмилия Слабунова, еще раз показав неспособность команды Артура Парфенчикова работать в интересах республики.