Республика

Необычное искусство: в Петрозаводске завершилась выставка памяти художника Морозова. Почему ее так обсуждают?

Фото: Губернiя Daily

В Петрозаводске завершилась выставка памяти художника Аркадия Морозова «Личное дело», которая стала обсуждаемым городским событием — даже среди тех, кто не очень интересуется искусством. Мы побывали на выставке, пообщались с сыном Аркадия — Арсением,  и попытались понять, почему это событие так срезонировало.

Аркадий Морозов — художник-график, живописец, член Союза художников России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, стипендиат Союза художников России, преподаватель. Работы находятся в собраниях многих музеев и галерей. Скончался 20 декабря 2021 года.

На выставке «Личное дело» были представлены портреты и автопортреты разных годов, но портретное сходство есть в работах далеко не всегда. Часто образы реальных знакомых мастера смешивались с образами из художественных произведений.

— Читал он очень много. В юности увлекался Лермонтовым, может быть, вы заметите это в ранних работах. А потом Достоевский пошел и философия, — рассказывает сын Арсений.

Близкие художника, конечно, часто узнают, кто был изображен на том или ином портрете, но для зрителя это не столь принципиально важно (хотя многие даже при нас играли в эту игру и пытались угадать!).

— Некоторые работы я доставал с самых дальних полок, они там по 30 лет лежали. Он (Аркадий Иванович — прим. ред.) не любил возвращаться к прошлому, поэтому если бы он был жив, то этой выставки бы не было. Он любил творить дальше, изучать новые техники. Мы с Марией Юфа выбрали тему «Портреты» для выставки памяти. Я сначала подумал, что не хватит на целую выставку, но когда стал доставать работы с дальних полок, то понял, что отец был портретистом. Естественно, что не все работы подходят под термин портреты, но все они связаны с визуальным образом человека, лицом, — рассказывает Арсений о подготовке к выставке.

Выставка, с одной стороны, получилась эклектичная: на ней представлено много разных техник, с другой стороны, это в ней было и ценно: посмотреть на развитие автора, его поиски и увидеть его состояние в разных жизненных обстоятельствах. Причудливым образом ты от драматической работы переходишь к серии, наполненной теплом и юмором.

«Суть творчества этого мастера была в поиске современного языка, современного взгляда, которые сочетались в его работах с глубочайшим знанием истории культуры и искусства. Аркадий Морозов соединял в себе высокий профессионализм, трудолюбие, мудрость и широкий кругозор в разных областях знания — психологии, антропологии, литературы, истории культуры и так далее», — пишет Мария Юфа.

Мы много времени провели на выставке как раз у серии художника про детство, которые интересно разглядывать и с технической, и со смысловой стороны.

— В творчестве художника есть очень личная тема детства, пристального внимания к росту и всестороннему развитию ребенка. На таких произведениях остались зафиксированными моменты, когда ребенок буквально познает мир: гуляет, общается с другими детьми и взрослыми, знакомится с миром искусства. Последняя и наиболее скромная по количеству работ часть отражает различные грани отношений отца с сыном. Эта самая личная и откровенная часть общего нарратива, но от этого еще более резонирующая со зрителем, — отмечает искусствовед Екатерина Михатова.

Материалы Морозов использовал самые разные: вот старые доски с лишайниками из Заонежья, вот компакт-диски, вот огромный ржавый гвоздь.

Реакций на «Личное дело» было много не только от искусствоведов и ценителей, но и от обычных горожан. Каждый увидел что-то свое и, видимо, в этом и есть секрет успеха этой выставки:

«Очень понравились женские портреты. Удивительно, как он умудряется в каждом рисунке отобразить что-то главное в характере женщины и показать своё отношение и чувства к ней». 

«Узнали для себя новые техники, такие как офорт, акватинта, монотипия и ассамбляж  Впечатления у всех оказались абсолютно разные, кому хочется необычного искусства, то обязательно посетите выставку». 

«Я только скажу, что очень давно столько времени не стояла у картин, их рассматривая, пытаясь понять и как это сотворено, и как в одном человеке может быть столько всего. Как картины художника могут быть такими разными. Как возможно творить в стольких, не знаю, как правильно сказать: стилях — жанрах — направлениях..., и техниках...и быть в них во всех таким удивительным, не похожим ни на кого, современным, особенным, со своим взглядом ... Ну, вот я говорила — слов мне явно не хватает, но я попыталась». 

В конце беседы с Арсением я спрашиваю о том, были ли вернисажи его отца так популярны при жизни. Он с грустью ответил, что на последней прижизненной выставке людей было мало. Увы, часто про себя замечаю, что посмертно в России любят людей искусства больше. И начинают гордится тем наследием, которое раньше не замечали. А может быть причина в том, что масштаб художника действительно начинает осознаваться уже после его кончины.

Близким и друзьям художника предстоит сохранить то самое наследие Морозова. Следующий шаг после выставки уже сделан — подготовлен к выходу полномасштабный альбом художника, в котором будет представлено около 300 работ. Альбом в 400 экземпляров будет презентован уже в ближайшее время. 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram