Республика

Низкий поклон за мирное небо. Петрозаводчане вспоминают истории дедушек и бабушек, прошедших войну

Великая Отечественная война

Несмотря на то, что с момента завершения Великой Отечественной войны прошло уже 76 лет, истории о тех, кто воевал, не забываются. Родственники, наоборот, продолжают искать их, не теряя надежды изменить «пропал без вести» на «найдено место захоронения». И каждый год новые фотографии пополняют ряды «Бессмертного полка». Люди рассказывают о подвигах своих бабушек и дедушек, вспоминают, какими они были, благодарят за мирное небо над головой, и просят молодое поколение никогда не забывать, какой ценой им далась эта победа…

О сержанте Михаиле Трефилове

Мой дедушка, Михаил Ильич Трефилов, родился в 1921 году в Ижевске, — рассказывает петрозаводчанка Вероника Филатова. — В 1938 был призван в Красную армию, проходил воинскую службу в Карелии. С первых дней войны был призван на фронт. Он прошел всю войну и дошел до Берлина, расписался на здании Рейхстага. Был ранен. Вернулся с фронта в 1945-м. Участвовал в советско-японской войне. Был награжден. После работал на Октябрьской железной дороге начальником поезда.

О Михаиле Трефилове во время войны даже написали в газете:

«Группа вражеских автоматчиков укрылась в засаде возле шоссейной дороги, чтобы воспрепятствовать продвижению наших танков с десантом пехоты. Сержанту Трефилову был отдан приказ завязать бой с засадой. Если будет трудно, дать сигнал, и им окажут помощь. Сержант Трефилов повторил приказ, сошел с танка и вместе со своими товарищами двинулся вперед. Четверо советских пулеметчиков смело вступили в бой с вражеской засадой, в которой насчитывалось не менее двадцати пяти гитлеровских головорезов. Скрытно подобравшись к засаде, сержант Трефилов открыл огонь из «максима», его бойцы — из автоматов. Огонь велся с разных сторон, и это внесло растерянность и панику в лагере врага. Немцы сначала ответили нашим воинам яростной стрельбой, но быстро замолкли. С новой силой застрочили пулемет и автоматы. Когда закончился бой, в кустах у дороги валялось двенадцать трупов гитлеровцев. Остальные, как зайцы, разбежались по лесу. — Ваше приказание выполнено, — докладывал сержант Трефилов, — вражеская засада уничтожена, у меня всё в порядке. Танковый десант двинулся вперед».

Бабушка Вероники, Клавдия Николаевна, которая в период оккупации финскими войсками находилась в концлагере на территории Петрозаводска, сохранила эту статью до наших дней.

О сержанте Константине Нефёдове

Мой дед Константин Нефёдов воевал в районе Масельгской в звании сержанта. Командир экипажа аэросаней, имел боевые награды, — говорит петрозаводчанин Виталий Романчук. — В конце зимы 1942 года был тяжело ранен в результате финского авианалета в районе Сегозера. В 1943 году демобилизован по здоровью, председательствовал в Кодозерском колхозе, в верховье реки Выг. Когда лежал в госпитале, потерял первую жену и ребенка, они умерли в эвакуации в Архангельской области от недоедания и болезней. Вспоминать о войне не любил, на 9 Мая всегда выпивал стопку и плакал.

Старший брат бабушки Виталия (второй жены деда) моряк Петр Ястребов погиб на Балтийском флоте, а младший брат Семен остался инвалидом без ноги также после боев под Масельгской. Поэтому вспоминать военную трагедию в семье никто никогда не любил, ибо цена победы для любой семьи в Карелии — смерть близких, друзей, соседей, говорит Виталий.

О командире минометного расчета Геннадии Попове

Великая Отечественная война

В моей семье воевали два дедушки, — рассказывает жительница Петрозаводска Раиса Няппинен. — Один вернулся на костылях без ноги, а второй долгое время считался без вести пропавшим, о нем ничего не было известно. Но в 2009 году мне удалось узнать, что мой дедушка, Геннадий Попов, занесен в карельскую Книгу памяти и призывался на фронт из Петрозаводска.

Благодаря фотографии с помощью специалистов городского Центра молодежи женщине удалось выяснить, что ее дедушка погиб 10 июня 1944 года в бою с финнами на Карельском перешейке, он был командиром минометного расчета.

Благодаря его действиям было уничтожено порядка 15 противников, подавлен огонь на двух огневых точках. Его останки лежат в братской могиле в деревне Майнило в Ленобласти, мне удалось договориться, чтобы его имя нанесли на памятную плиту. В 1943 году мой дедушка был приставлен к награде, но медаль «За отвагу» так и не вручили, он погиб 10 июня 1944 года. А копию удостоверения к награде вручили уже мне как внучке спустя 74 года.

Никто не забыт, ничто не забыто.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram