Республика

«От этих контрактов все шарахаются как черти от ладана!» Инвестор, вложивший деньги в строительство домов для расселения аварийного жилья, о том, почему больше никогда не будет этого делать

Во время  заседания правительства, посвященного проблемам расселения аварийного жилья, временно исполняющий обязанности главы республики Артур Парфенчиков предположил, что в Карелии не иначе как земля заколдованная. В самом деле: уже давно во всех регионах подобное жилье строят путем открытых аукционов. Но только у нас сроки строительства второй раз откладываются из-за недобросовестных подрядчиков. Больше такой проблемы, по словам врио руководителя республики, нигде нет.

Главу региона придется разочаровать: обычная у нас земля. А вот подрядчики действительно интересные. Об одном из них нам рассказал предприниматель из Петрозаводска, пожелавший не раскрывать своего имени. И его можно понять – он рискнул вложить 6 миллионов рублей в строительство домов для расселения аварийного жилья. Большую часть этих денег инвестор если и сможет вернуть, то очень не скоро.

Морковка другого размера

Программа расселения  аварийного жилья  во всех регионах действует на условиях софинансирования: 2/3 средств дает федеральный бюджет, 1/3 предлагается найти местным властям. Когда дома для переселенцев уже должны были вовсю строится наш собеседник получил предложение  — поддержать программу и стать инвестором. Для предпринимателя это был не первый опыт — он успешно вкладывал деньги в реализацию коммерческих проектов по строительству торгового центра и многоэтажных жилых домов в Петрозаводске. Поэтому,  когда в мае 2015 года ему предложили инвестировать в строительство двух малоэтажных жилых домов по Государственному контракту на Севере Карелии – в Сегеже и Лоухи, он согласился:

Деньги я дал  Антону Валерьевичу Петрову, учредителю фирмы «РСП-Индустрия». Мы договорились о 6 миллионах сроком на три  с половиной месяца и оформили три договора займа. – рассказывает инвестор.ООО «РСП-Индустрия» подписала договоры субподряда с подрядчиком  - фирмой «Гидрострой». Причем, как оказалось, к началу строительства имелся проект, но отсутствовала утвержденная сметная документация. Раньше «Гидрострой» занимался ремонтом  шлюзов на Беломорско-Балтийском канале, а фирма Петрова была у них на субподряде. Поэтому  на строительстве домов они снова стали работать вместе.

Договоренность между инвестором и фирмой «РСП-Индустрия» истекала в сентябре 2015-го. Надо сказать, что для всех этот  месяц оказался  весьма неприятным. Только к этому сроку,  а не в мае, когда заключался договор, появилась, наконец, утвержденная сметная документация, и оказалось, что строительство обойдется существенно дороже, чем рассчитывал субподрядчик. И это оказалось не единственной проблемой.

Петров и его фирма  рассчитывали следующим образом:  брали объем,  который им нужно построить, умножали на стоимость квадратного метра и прогнозировали определенную прибыль, — вспоминает инвестор. — «Гидрострой» в свою очередь, подписывая Государственный контракт с  Управлением капитального строительства Минстроя, тоже рассчитывал на определенную сумму прибыли, и, исходя из нее, набирал субподрядчиков. А когда все было подписано, оказалось, что суммы меньше. Их поманили морковкой, а морковка – другого размера, и на запланированную прибыль рассчитывать не приходится.  

Подтвердились и худшие предположения предпринимателя – отдавать деньги Петров не спешил. Свою позицию он объяснял  просто:  вернуть долг не может,  потому что ему не платит генеральный подрядчик, то есть, компания «Гидрострой», которая ссылается на задержку в финансировании со стороны заказчика — УКС Минстроя. В частном разговоре эта информация подтвердилась:

Я у Кузнецова (гендиректор «Гидростроя» — прим. ред.) спросил, и он ответил: «Во-первых, у меня есть большие претензии к данному субподрядчику по срокам и качеству строительства, во-вторых, финансирование от УКСа идет «со скрипом», и в-третьих, я держу «субчиков» на голодном пайке, чтобы они не разбежались, получив то, что они хотят получить, – рассказывает инвестор.

А вскоре компания «Гидрострой» начал процедуру банкротства.  По мнению добросовестных участников в строительного рынка,  банкротство при таких обстоятельствах — это одна из форм мошенничества в сфере строительства. Под строительство объекта подрядная организация нанимает субподрядчиков, платит им копейки, основные средства уводит из стройки, объект остается недостроенным, субподрядчики остаются без оплаты за выполненные работы, фирма-подрядчик  банкротится.  В ноябре стало понятно, что объекты в Сегеже и Лоухи достроены не будут. Как еще два десятка домов  по всей республике. Уже получив выговор за срыв программы расселения аварийного жилья, бывший губернатор региона Александр Худилайнен  скажет, что во всем виноваты подрядчики — компании «Дальпитерстрой» и «Гидрострой»,  а также  некоторые чиновники, которые уже не работают в правительстве. Что же касается людей, которые должны были получить квартиры в новостройках, то стало очевидно, что жить  в своих бараках они будут, как минимум до осени 2016-го.

Заведомо невыполнимые обязательства

В следующем году должник  Антон Петров снова появился на горизонте. Но не для того, чтобы вернуть деньги, а чтобы попросить еще. Расторгнув соглашения с недобросовестными подрядчиками, Министерство строительства республики начало искать новых. Далеко ходить не пришлось – Государственный контракт на завершение строительства жилых многоквартирных домов в Лоухи и Сегеже теперь был подписан напрямую с фирмой «РСП-Индустрия».  Бывший субподрядчик получил прямой подряд, чем немало удивил своего кредитора.

Когда фирма Петрова работала на субподряде, то это были риски «Гидростроя», организация Кузнецова могла в конце концов сама достроить его дома в случае неисполнения договорных обязательств, но в случае заключения госконтракта она не могла по всем признакам попасть в состав подрядчиков, уверен инвестор. — Хотя бы потому, что она не имела опыта строительства многоквартирных жилых домов. Возможно, господин Петров считал, что заниматься отделочными работами фасадов и помещений  шлюзов и  строить жилые здания – это примерно одно и то же. Могу предположить, что  логика Минстроя была такой — он начинал, пусть он и заканчивает, но надо же было проверить  финансовое состояние этой фирмы? А может причина такой лояльности кроется в чем-то другом?

Часть денег, выделенных на эти два дома (по данным карельских СМИ  в целом это 60, 0 млн. рублей), уже была потрачена компанией «Гидрострой», и в качестве страховки Министерство строительства потребовало от «РСП-Индустрии» предоставить договор банковской гарантии. Это означает, что если «РСП-Индустрия» тоже окажется недобросовестным подрядчиком, то Минстрой сможет компенсировать часть своих затрат. Местные банки в такой гарантии компании Петрову благоразумно отказали. Такой банк нашелся в Москве – Коммерческий банк «Международный строительный банк», который за 750 000 рублей комиссионного вознаграждения заключил 22 марта 2016 года договор банковской гарантии на 14,8 млн руб. (30% от суммы заключаемого госконтракта), а также обязал по второму договору разместить  гарантийный депозит на 2,96 млн.руб. (20% от суммы банковской гарантии) с залогом прав на этот депозит. Для этого Петров, не имевший за душой ничего, и занял у инвестора и еще одного знакомого 4 миллиона рублей. История с этим коммерческим банком предмет отдельного судебного разбирательства.

Недавно Банк России отозвал у него лицензию и ввел внешнее управление за вывод активов и сокрытие реального уровня кредитного риска, то  есть, по сути за мошеннические операции со средствами кредиторов. Но депозит депозитом, а в то, что дома будут готовы к 1 августа  уже в  начале 2016-го  не верил, похоже, никто. Для того  чтобы  построить подобные здания, требуется не меньше года. И это при бесперебойных поставках стройматериалов и работе в две смены.

Это же был двусторонний договор!возмущается инвестор. —  Не только Петров, но и Минстрой согласился с этими сроками,  они договорились о том, что всех устраивают эти условия. Значит, они все брали заведомо неисполнимые обязательства — мое глубокое убеждение!

Не смотря на это, новостройку в Лоухи с недоделками удалось сдать в эксплуатацию. Правда, по словам нашего собеседника, дом по неизвестной причине не заселен до сих пор. А с Сегежей все оказалось сложнее: сроки вышли, деньги заканчиваются, а говорить о сдаче дома невозможно, даже с самой нетребовательной комиссией.  13 сентября «РСП-Индустрия» получает от Минстроя последний транш – работа подрядчика таким образом оказывается полностью оплаченной.

После чего Петров заявляет УКСу, что ему не хватает еще 3 миллиона 200 тысяч, чтобы достроить этот дом в Сегеже, - вспоминает предприниматель. — А 16 сентября меня пригласили в Министерство строительства и на совещании у министра предложили  достроить этот дом, то есть  вложить еще эти самые недостающие 3 миллиона 200 тысяч и получить потом под гарантии Минстроя банковский гарантийный депозит. Позже в октябре при случайной встрече руководитель УКСа (теперь уже бывший) признается мне, что комиссионно недоделки были оценены в 12 млн руб.

От заманчивого предложения Минстроя бизнесмен отказался.

Сегежский долгострой

А что же происходит с  домом, который «РСП-Индустрия», проходящая сейчас процедуру банкротства (знакомая схема, не правда ли?), должна была достроить в конце лета минувшего года?  Вот что пишет об этом депутат Законодательного собрания от Сегежи Андрей Рогалевич:

Находясь в командировке в Сегеже, подошёл к этому дому.  Ни одной живой души, двери закрыты. Дом не сдан. Как человек, у которого первое образование связано со строительством гражданских и промышленных зданий, увидел кучу недоделок: фасад здания не доделан, не сделана полностью отмостка, не выполнено благоустройство территории. Двери самого дома были закрыты, но то, что я видел в окна, говорило о том, что не во всех помещениях сделана отделка. Хотя музыка из одного подъезда лилась, то есть,  кто-то работал.

Действительно  перед визитом в Сегежу временно исполняющего обязанности главы Карелии Артура  Парфенчикова  в недостроенном доме активизировалась жизнь: появились строители, возобновилась работа компанией «Дальпитерстрой».

Люди работали  явно же не за свой счет.  – рассуждает инвестор. – Очевидно, чтобы сдать эти объект правительство будет повторно финансировать это  строительство.  Из каких интересно средств? Я подсчитал, что стоимость квадратного метра в домах, которые строила «РСП-Индустрия» — порядка  37 тысяч рублей. А сколько еще нужно денежных средств вложить на завершение строительства этого дома? При этом, например, у субподрядчиков  «Дальпитерстроя» она составила  от 24 до 30 тысяч рублей за квадрат. Стоимость строительства домов совершенно другого потребительского класса, в которые я вкладывал деньги  в Петрозаводске, выходила меньше, чем у господина Петрова. Вывод напрашивается сам собой: либо государственные деньги на строительство не считались подрядчиком, либо каким-то хитрым образом выводились.

Больше — никогда!

Что касается самого инвестора, то он пытается вернуть свои деньги законным путем. В сентябре прошлого года предприниматель подал в суд иск о взыскании денег с Антона Петрова и наложении ареста на счета его фирмы. Судебный процесс он выиграл, правда, денег так и не получил. Вышеупомянутый  московский банк  приняв исполнительный лист суда, не исполнил его решение и вернул документ по почте через неделю обратно. Когда же судебные приставы повторно через несколько дней все же заставили банк исполнить судебное решение — 2,7 млн. рублей были уже переведены  с депозитного счета «РСП-Индустрии»  на счет УКСа Республики Карелия. Эти действия тоже предмет отдельного судебного разбирательства.

А остатки средств были списаны для частичной оплаты долгов по заработной плате шести работникам «РСП-Индустрии». Причем, если верить удостоверениям комиссии по трудовым спорам (УКТС) данной организации, изготовленными генеральным директором и бухгалтером «РСП Индустрии» Петровой Е. В., его супругой,  не выплаченная каждому из этих сотрудников заработная плата составила более 400 тысяч рублей в месяц!

На письменное обращение кредитора в правоохранительные органы города и республики провести  проверку, он получил через полтора месяца ответ-отписку от службы судебных приставов: формально удостоверения соответствуют требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. А суть вопроса никого и не интересовала. Но нашего собеседника волнует не только судьба собственных средств. Предприниматель уверен, что рано или поздно решение суда все-таки будет исполнено и свои деньги он сможет вернуть. Но себя он считает не единственным пострадавшим в этой ситуации. В строительство вложены не только его деньги, но и десятки миллионов рублей, выделенные на расселение аварийного жилья государством. Деньги потрачены, благоустроенного жилья нет, люди по-прежнему живут в бараках.

Обычно в таких случаях уголовные дела возбуждаются, – говорит инвестор. — По Уголовному кодексу  для этого необходимы признаки состава преступления. На мой взгляд, формальные признаки для возбуждения уголовного дела есть.

Кроме иска, бизнесмен направил девять (!)  заявлений  - в республиканскую прокуратуру, МВД, Следственный комитет и Управление ФСБ по РК. В них он просит проверить действия «РСП-Индустрии» на предмет мошеннических действий и коррупционной составляющей. И не особенно надеясь на  карельских правоохранителей, продублировал свое обращение в Генпрокуратуру РФ и Администрацию Президента. Проверка по этим обращениям длится уже более полугода. За это время предприниматель получил 26 ответов, которые называет отписками, и теперь уверен – если ему еще раз предложат вложить деньги в нечто подобное, он ни за что не согласится. И не только он.

Из-за подобных ситуаций финансовая привлекательность региона нулевая, – считает наш собеседник. — Все открещиваются от республиканских и муниципальных контрактов как черти от ладана. Когда идет долевое строительство, рискуют все: инвесторы, застройщики,  подрядчики. Но дело делается, и дома сдаются и заселяются. А здесь есть все — финансирование, федеральная программа, только дома в результате нет! И это не беспокоит правоохранительные органы?

Причина, по мнению инвестора, в отсутствии действенного контроля со стороны Минстроя и тотальном  непрофессионализме на региональном и муниципальном уровнях при организации такого рода государственных проектов.  По его словам, когда началась закладка фундамента для сегежского дома, выяснилось, что на участке, который выделила местная мэрия, проходит труба теплоцентрали, не  отраженная ни в каких документах. Стройку пришлось сначала останавливать, а потом переносить, что привело к потере времени и денег. И это только один пример.

Есть такое понятие  «скрытые работы», – говорит предприниматель. – Это, например, проводка в стенах, подземная часть фундамента, перекрытия, то есть то, что уже невозможно проверить. Когда дом построен.  Поэтому контроль со стороны  заказчика  должен был быть на каждом этапе.

Был ли контроль в этой ситуации – вопрос открытый. А если был, то почему в момент окончания строительства выяснилось, что дом не достроен, а денег нет? Зато уже не вызывают удивления ситуации, о которых наше издание рассказывает вот уже больше года. Если генподрядчик – неважно на Севере или на юге Карелии не платит своим субподрядчикам, потому что «они все разбегутся», то дома, которые суд потом признает непригодными для жилья, например, в Кеми кажутся закономерностью. Если ход строительства и невольно возникает вопрос: а могла ли быть вообще реализована  программа  расселения аварийного жилья с такими заказчиками и подрядчиками?

P.S.: Вслед за Артуром Парфенчиковым, невозможность расселить аварийные дома к 1 сентября, как это положено по плану, признала председатель Контрольно-счетной палаты Карелии Светлана Токарева. По ее предположениям, въехать в новое жилье люди смогут только в конце 2017 года. А многострадальный дом в Сегеже совершенно закономерно  подвергся разграблению и вандализму: неизвестные проникли в незаселённые квартиры, испортили бойлеры и ванны, перерезали электропроводку в щитках. Это выяснилось во время очередного визита в Сегежу врио главы республики. Правоохранительные органы заверили руководителя региона, что подозреваемые уже задержаны. Артур Парфенчиков поручил обеспечить охрану строительных объектов и разобраться в причинах инцидента. Впрочем,  будущим новоселам это явно не добавляет оптимизма.

Срочные новости в нашем Telegram