Продавцы, уволенные из разорившихся магазинов «Семья» и Spar, честно рассказали, что творилось в торговой сети
Данное сообщение создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
В конце 2019 года не только в Карелии, но и по всей стране закрылись магазины «Семья» и Spar. В нашей республике без работы внезапно осталось более 120 сотрудников сети. Именно внезапно: бывшие продавцы, кассиры и администраторы утверждают, что о банкротстве компании они узнали в последний момент. Мы выяснили, на что эти люди живут уже несколько месяцев, выполнили ли работодатели все свои обязательства перед ними (спойлер — нет) и почему некоторые готовы даже судиться с бывшим начальством.
Компания, владевшая магазинами Spar и «Семья», называется ТД «Интерторг», и в последние годы дела у нее шли неважно. По данным бывших партнеров «Интерторга», у компании была задолженность на 7 млрд рублей перед поставщиками и 8 млрд рублей перед Сбербанком. В конце прошлого года магазины «Интерторга» закрылись по всей стране: во всех филиалах прошла масштабная ликвидация товаров, многое можно было купить по большим скидкам.
А вот сотрудники магазинов, по их собственным словам, узнали о закрытии сетей... из Интернета. Например, петрозаводчанка Алена Коршунова (имя и фамилия изменены — прим. ред.) прочитала в новостном паблике. Людей до последнего не предупреждали о том, что скоро они останутся без работы.
О закрытии магазинов официальной информации не было до последнего, — говорит Оксана Терентьева (имя и фамилия изменены — прим. ред.), работавшая в Spar и «Семье» в период с 2014 по 2019 год. — Нам вообще запрещали обсуждать эту тему вплоть до увольнения, хотя все уже за полгода примерно догадывались, что что-то не так происходит. Например, прекратились поставки некоторых поставщиков из-за долгов компании.
Похожая история была и у Светланы Васковой, которая работала в Spar в районе Древлянка-8 в 2016—2017 годах.
— О том, что магазины закрываются, я узнала в декрете. До последнего бухгалтеры не предупреждали нас, что магазин закрывается, — рассказывает она. — Узнали из СМИ о том, что сеть обанкротилась.
Коллективы магазинов, конечно, расстроились. Как говорит Екатерина Ефимова, работавшая в Spar на Чапаева два года, она была в хороших отношениях с коллегами. Да и к покупателям постоянным привыкли:
— Зарплату и компенсацию нам выплатили с опозданием, — вспоминает она. — Зарплата у нас была по 1100—1200 рублей за смену, но все по-разному работали. Кто-то два через два, как положено. Но многие брали дополнительные смены, чтобы больше зарплата получалась.
Компенсации были не у всех. Например, ее не получила Арина Носова, которая работала в Spar с момента открытия первого магазина в Петрозаводске.
Никаких компенсаций не было, при том что я не отгуляла даже свой отпуск, — говорит Арина. — Было неприятно осознавать, что ты безработная, хоть и сидишь дома по уходу за ребенком до трех лет. Никто ничего не знал, просто закрыли — и всё. Экономить потом приходилось, приходится и сейчас. Слава богу, муж работает, а у нас трое детей. Работу пока не искала, так как ребенку только исполнилось два года. Я человек не скандальный, просто забрала свою трудовую книжку и ушла.
С пособием для ушедших в декрет сотрудниц у ТД «Интерторг» вообще какие-то сложности. Сразу несколько экс-сотрудниц рассказали нам, что денег они не видят. Также до экс-руководства не достучаться, чтобы получить необходимые справки — для ипотеки, например.
— Мне угрожали, что пособие не будут платить, настаивали, чтобы увольнялась, — говорит Светлана Васкова. — Отказывались выдать справки, трудовые книжки и прочее. Сейчас они уволили нас задним числом, пособие за январь пришло с опозданием в неделю и выплатили на 300 рублей меньше. Обещали сделать перерасчет, но я даже не знаю, верить ли.
Те же проблемы еще у нескольких человек.
— Так получилось, что я родила второго ребенка, находясь по уходу за первым, — рассказывает Алена Коршунова . — На первого ребенка всё исправно платили, а на второго не платят, потому что сети магазинов позакрывались. Также нам отказывают выдавать справки для соцслужбы и в Пенсионный фонд, в связи с чем благосостояние нашей семьи ухудшилось. Мы даже на молочную кухню заявку в соцслужбу не смогли подать без этих справок. Но бывшим работодателям, похоже, всё равно. Планирую обращаться в прокуратуру в ближайшее время.
Справку 2-НДФЛ я заказала в организации еще 2 декабря прошлого года, — грустно констатирует Светлана Васкова. — Ее до сих пор мне не выдали, представляете? Справки для ипотеки я до этого ждала два месяца.
Более того, постфактум люди узнали, что у них не было отчислений в Пенсионный фонд:
— Три года просто потеряны, перечислений не было, — рассказывает петрозаводчанка Екатерина Ефимова, работавшая в Spar на ул. Чапаева. — Запись в трудовой у меня есть, я сама ходила в отделение Пенсионного фонда, а перечислений у себя не обнаружила. И так у многих.
Ирина Павлова, проработавшая в Spar пять лет, подтверждает эти слова:
— Сначала все было хорошо, даже зарплата была хорошая, — говорит она. — Я была устроена официально, так как стаж для меня важен. Потом года через три нас начали переводить в разные организации, ну то есть, не официально. Зарплата падала, причем все наше начальство имело полный соцпакет. В итоге я пошла в пенсионный фонд: за 2018 и 2019 годы нет перечислений. Тогда я забила тревогу, два года мне в стаж не войдет, куда обращаться, если фирма находится каждые полгода в разных городах?
Еще одна странная деталь: сотрудники одного магазина были оформлены в разные ООО.
— Когда я работала в магазине «Семья», у нас директор и заведующая были оформлены в «Интерторг», у продавцов — другая организация, у кассиров — еще одна, у уборщиц — своя, — рассказывает Алена Коршунова. — Все в разных были фирмах. Я, например, относилась к ООО «Бестритейл».
Администрация Spar работала от ТД «Интерторг», а персонал предоставлял услуги от аутсорсинговой компании, — рассказывает бывший директор Spar Арина Носова. — У меня, как у работника «Интерторга», был весь соцпакет, а у наемного персонала — всё сложнее. Подробности вам лучше узнать у менеджеров, у каждого рабочего персонала был свой.
Вот только руководство обанкротившейся компании не отвечает на телефоны вообще. Местные номера, которыми поделились наши собеседницы, активны, но трубку там не берут. Менеджер Юлия (фамилию экс-сотрудницы не помнят, но сразу несколько человек указали нам ее контакты — прим. ред.) по телефону ответила нам, что "никогда не имела отношения к магазинам «Семья» и Spar. «Вот я и говорю, что с ними практически невозможно о чем-то договориться», — горько шутит Алена Коршунова .
Отношение, конечно, скотское. Мало того, что больше сотни людей фактически выкинули на улицу, так еще и положенные по закону документы отдать не могут. Властям Карелии стоило бы обратить внимание на эту схему. То, что Минэкономразвития просит действующие в Карелии торговые сети принять на работу уволенных, — это хорошо. Вот только людям бы их законные права сначала восстановить, чем возвращаться опять за прилавок — с таким неприятным опытом нет доверия ко всем таким «торговым домам».