«Узники концлагеря, краше в гроб кладут». Недееспособные братья из Пудожа четыре года голодали, прежде чем местным удалось достучаться до чиновников
Месяц назад в группе «Подслушано в Пудоже» местная жительница Светлана рассказала ужасающую историю двух недееспособных братьев. Несколько лет мужчины выживали только благодаря неравнодушным людям. Не сразу даже верится, что такое может происходить в современном мире. Мы решили разобраться, как так вышло, что в наши дни люди с психическими диагнозами оказались брошены на произвол судьбы.
Рассказ соседей
— Психически больные братья Юра и Толя буквально гибнут от голода, — рассказала тогда Светлана, их соседка. — Они живут на Полевой. Не их вина, что безалаберные родители (ныне покойные) не позаботились ни о пенсии по инвалидности, ни о каких либо документах для них. Трудно сказать, как они еще живы. Узники концлагеря, не иначе, краше в гроб кладут. У них нет никаких средств к существованию, это уму непостижимо.
Отец мужчин умер больше 20 лет назад, а мать — четыре года назад. Выяснилось, что старший брат (ему около 40 лет) Анатолий все эти годы ходил по кварталу и попрошайничал. Иногда воровал дрова, потому что в их квартире нет электричества и отопления, без печи зимой они бы просто замерзли насмерть.
— У них нет никаких документов, даже паспортов. Мать их, когда была жива, ездила в Белоруссию, хотела детей туда отвезти, но им не дали вид на жительство, кому они там нужны... Она хотя бы пенсию получала, работала санитаркой, хоть как-то жили. Перед смертью ногу сломала, на костылях ходила. Как ее не стало, они остались брошены на произвол судьбы. А ведь можно было подключить психиатра, оформить им инвалидность, но она этого не сделала, — говорит женщина.
Сердобольные люди кусок хлеба давали, чай, сахар. Одна продавщица списанные продукты разрешала забирать. Анатолий носил дрова местным бабушкам, за это они давали ему кто 50, кто 100 рублей. А иногда и без спроса мог у соседей дров взять из сарая, когда совсем уж морозы лютые. Таскал старые, гнилые доски в дом отовсюду, чтобы топить печь.
— Он не злой, каждое утро ходил к одной бабушке чай пить. Силы ему не занимать, в физическом плане крепкий мужчина. А вот его брат практически не выходил из дома, — говорит еще одна местная жительница Татьяна. — Мы все за них переживали, помогали, кто чем может.
А как же родня?
У братьев, как оказалось, есть дальние родственники, Анатолий несколько раз приходил к ним ранним утром, его выгоняли. Он ведь не понимает, что нельзя так рано приходить, говорят местные. В итоге к родне той ходить перестал. У мужчин, как оказалось, есть и старший брат, правда, страдающий алкоголизмом. Братьям он, естественно, не помогал.
— Весной у Анатолия случаются обострения, в такие моменты нам страшно. Вот недавно он пришел ко мне, попросил клюшку железную, охотничью. Дала. Через полчаса принес обратно. Потом снова — «дайте клюшку», и так раз пять за день. Одежду попросит, через час все в коридоре снова лежит. Я не доктор, но так понимаю, у него начальная стадия шизофрении, видимо. Он боится незнакомых мужчин, собак, его же били, когда воровал. Ходит везде с палкой, — говорит Светлана.
У младшего, Юрия, которому примерно лет 30, на животе огромная грыжа, соседи подозревают, что это уже может быть онкология. Врачи мужчин не осматривали.
— Никому не нужны. А ведь даже в военное время была карточная система, голод был, но не было у нас, чтобы оставались без опеки вот такого плана больные. А в наше время-то, чтобы вот так! — вздыхает соседка.
— Мы уже всем домом писали в администрацию и в прокуратуру, — пишет Валентина Павлюх. — Приходят одни отписки.
— Депутаты знают про них и чхать на них хотели! А соседи мучаются, живут и боятся! Так как дом деревянный, с печным отоплением, газовые баллоны. Жильцы этого дома куда только не обращались! А толку нет, — говорит Дарья Тюртю.
Забрали
После этого поста в сети сразу несколько человек отправили запросы чиновникам. Глава района ответил: «Уточним», а Артур Парфенчиков написал: «Добрый день, уже в работе». Спустя несколько дней стало известно, что мужчин все-таки забрали в спецучреждение в поселок Матросы. Соседи рады и даже попросили хоть иногда сообщать им, как там дела у братьев.
Мы не знаем, что именно сработало на этот раз, ведь люди обращались во все инстанции не один год. Возможно, растет значимость соцсетей. А может, просто повезло. Мы решили рассказать об этой истории, чтобы другие жители Карелии знали, что если рядом с вами живут недееспособные граждане, предоставленные сами себе, это ненормально, так не должно быть и о проблеме нужно заявлять как можно громче.
Кстати, когда редакция Daily в начале марта делала запрос по этой истории в Центр социальной работы Республики Карелия, нам рассказали, что в первую очередь в таких случаях необходимо обращаться в подразделение соццентра в своем районе, чтобы людей официально взяли на контроль. Как мы видим, самостоятельно такие центры не всегда выявляют нуждающихся в помощи граждан и здесь многое зависит именно от активной позиции соседей и знакомых.