В элитном дачном поселке под Петрозаводском владельцы роскошных особняков перегородили дорогу
В элитном дачном поселке Шуйская Чупа владельцы дорогих домов перегородили участок дороги. Жители республики, которые много лет проезжали там свободно, в один из дней обнаружили на своем пути металлический шлагбаум. Но Шуйская Чупа — не единственное место в республике, где новые хозяева земель русских устанавливают свои порядки.
Шуйская Чупа
Иван (имя изменено по просьбе героя материала — прим. авт.) рассказывает, что много лет пользовался дорогой для проезда к своему участку. Теперь остался единственный путь — по трассе. Мужчину удивляет, как дорога могла оказаться в частной собственности, да еще и перекрытой для общественности. Он попробовал обратиться к местным властям, но внятного ответа не получил.
— Они делают всё, чтобы изолировать обычный народ для отдыха на данной территории, — рассказывает Виталий, который тоже столкнулся с «классовым неравенством» в Шуйской Чупе. На участке дороги, который проходит вблизи озера, установили камни, мешающие припарковать машины «не местных». По словам Ивана, в Шуйской Чупе преимущественно отдыхают чиновники и депутаты.
Отметим, что именно в Шуйской Чупе находится дача главы региона Артура Парфенчикова, дорогу к которой перегородили в прошлом году.
Анастасия Соколова, глава Шуйского сельского поселения, рассказывает, что шлагбаум установили на месте дороги, которой нет по документам.
— Дорога существует с момента, когда на дачу в Шуйской Чупе приезжал Ельцин. И эту дорогу как дубль построили за одну ночь. Мало ли что случится, чтобы можно было оттуда уехать. Возможно, эту дорогу могла взять в собственность администрация района, но такой вопрос не стоял. Поэтому она бесхозная, — говорит Соколова.
Сейчас дорога никому не принадлежит, власти поселения не могут нести за нее ответственность, так как земля является сельскохозяйственной.
— Это за границами населенного пункта — сельскохозяйственного назначения. И эта дорога не поставлена на кадастровый учет. Ее нет, — добавляет чиновница. — И шлагбаум, грубо говоря, находится между этими дорогами на частном земельном участке.
А часть дороги, которая идет из Шуйской Чупы до шлагбаума, принадлежит властям региона.
После запроса нашего издания специалисты Росреестра выехали на место и проверили наличие нарушений.
— На момент проведения обследования какие-либо ограждения, ограничивающие проезд между указанными земельными участками, отсутствовали. Вместе с тем в районе земельного участка с кадастровым номером 10:20:0012601:178, вблизи указанной дороги, на землях государственной (неразграниченной) собственности (общего пользования) расположен фрагмент ограждающей конструкции, — сообщили в ведомстве.
В ведомстве установили, что часть асфальтированной дороги расположена в пределах границ земельного участка, но сведений о дороге как объекте недвижимости и о зарегистрированных правах на нее в ЕГРН отсутствуют. В соответствии с этим специалисты Росреестра направят документы в прокуратуру Прионежского района.
Царевичи
Другой участок дороги «приватизировали» перед Царевичами, который находится в нескольких километрах от Шуйской Чупы, рассказывает житель республики Валерий. По его словам, за остановку машины теперь требуют с водителя 100 рублей.
Мы позвонили по номеру телефона, который указан в объявлении, прикрепленном к пластиковому стулу. Ответила Надежда, которая сообщила, что участок они получили в долгосрочную аренду от властей региона и у них оформлено ИП Вавржин. В свободном доступе есть информация о московском индивидуальном предприниматели Вавржине Евгении Вадимовиче, который в апреле этого года стал заниматься деятельностью по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах.
На официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений за последние два года только 5 раз давалась в аренду земля в Царевичах. В этом году предоставлялся участок в кадастровом квартале 10:20:0010401 площадью 603 квадратных метра под индивидуальное жилищное строительство. А в аренду сдавалась земля в последний раз в 2020 году. В ведомстве уточнили, что если будет выявлено нецелевое использование участка, договор может быть расторгнут.
Но участок в аренду сдало не Минимущества, а Министерство лесного хозяйства. Согласно договору об аренде, предоставленного арендатором участка в распоряжение редакции, на территории защитного леса площадью в один гектар арендатор может организовать рекреационную деятельность: отдых, туризм и занятия спортом и физкультурой. Московским предпринимателям аренда одного гектара карельского леса обходится чуть больше 154 тысяч рублей в год.
Надежда отмечает, что они (арендаторы — прим. ред.) за год вычистили участок от мусора.
— Многие наши гости отмечают, как стало чисто. Говорят — хорошо, что наконец у земли появился хозяин. Скоро начнем благоустраивать — ставить навесы, обустраивать места для разведения костра, чтобы можно было с комфортом отдохнуть на природе, — добавляет женщина.
При этом, согласно пункту 3.5 договора, арендатору запрещается препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, собирать на нем ягоды, грибы и другие не древесные лесные ресурсы.
Эссойла
Элитный поселок — не единственное место, где ведется борьба за дороги. Проезд для людей перегородили в Шотозере.
— Кто-то позволил себе закрыть подъезд к двум общественным пляжам, поставив шлагбаум, вкопав по периметру стальные штыри так, чтобы при попытке объехать люди повреждали себе машины, и навалили огромных валунов. Всю жизнь там отдыхали и свободно проезжали к пляжу, — рассказывает петрозаводчанин Александр.
Глава Эссойльского сельского поселения Андрей Ореханов сообщил, что к нему обращались жители с жалобами на шлагбаумы, и он докладывал о проблеме правительству региона и прокуратуре, но ему ответили, что это частная территория.
— Это земли сельхозназначения, не относятся к поселению, — говорит Ореханов. — Дороги на кадастровых картах нет. Ее никто не регистрировал.
Жители региона отмечают, что тенденция огораживать частную территорию, подъезды к воде и зонам отдыха набирает обороты в Карелии.
— Скоро любой подъезд к водоему будет закрыт, если каждый, кому взбредет в голову навести свои порядки, будет преграждать доступ к воде, — сетуют люди.