В Карелии никогда не будет «гатчинского экономического чуда»
Руководитель Института экономики Карельского научного центра РАН Юрий Савельев уверен, что Карелия находится в глубоком экономическом кризисе. Инвесторы бегут из республики, и надеяться на экономическое чудо не приходится. В последнее время Юрий Савельев выступает с критикой политики руководства республики. Деловая интернет-газета «Вести Карелии» встретилась с ученым в канун второй годовщины пребывания Александра Худилайнена на посту главы республики (24 мая он был назначен на эту должность) и поговорила об экономике Карелии. По словам Юрия Савельева, ждать «гатчинского экономического чуда», которое обещал губернатор Александр Худилайнен, не стоит.
Приводим выдержки из этого интервью:
– Один из экспертов Института экономики выразил мнение, что Карелия «катится по инерции структурной деградации экономики». Вы согласны с такой оценкой?
– В целом согласен, и цифры это подтверждают. Последние 5-7 лет в Карелии формируется так называемая непроизводящая экономика, и это очень опасно. Если посмотреть структуру валового регионального продукта, то видно, что за последние годы снизилась доля практически всех видов деятельности, которые создают основной объем добавленной стоимости в регионе. Увеличилась лишь доля услуг, причем услуг государственных. Наша экономика с каждым годом производит все меньше, а потребление находится примерно на том же уровне. Республика плотно села на федеральные трансферты, субсидии и кредиты. Ситуация осложняется тем, что в Карелии отсутствуют какие-то значимые стратегические ресурсы, что лишает правительство простых и привычных инструментов экономической политики. В этих условиях, напротив, власть должна усилить взаимодействие с экспертным сообществом, чтобы совместно найти скрытые источники роста.
- Чем опасен огромный госдолг? В Карелии он сейчас 14 миллиардов рублей.
– Рост государственного долга приводит к тому, что все большая часть доходов региона уходит на его обслуживание. Как результат – недофинансирование других секторов. Все это мы наблюдаем в Карелии: вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие, мы отдаем их на обслуживание долга. Итог – ухудшение состояния дорог, социальной инфраструктуры, снижение доступности и качества социальных услуг и т. д. Если эти «отложенные» проекты и проблемы накапливаются из года в год, то в долгосрочной перспективе снижается привлекательность региона для инвесторов, жителей, туристов. Люди уезжают из региона, а компании выводят свой бизнес.
Карелия платит в год более 1 миллиарда (!) рублей на обслуживание долга. И сегодня мы оказались в такой ситуации, когда дальнейшее наращивание становится опасным.
– Когда два года назад Александр Худилайнен стал главой Карелии, он обещал, что повторит на нашей территории «гатчинское экономическое чудо» – привлечет в регион новых инвесторов и выведет его в бездотационные. Мы видим, что этого не произошло и вряд ли произойдет. В чем причина, как Вы считаете? Почему инвестор не идет в Карелию?
– Ну, начнем с того, что никакого «гатчинского экономического чуда» не было и нет. И я вообще не понимаю, откуда взялось это словосочетание… Во-первых, Гатчинский район – это муниципальное образование, а не субъект Федерации. Согласитесь, что это разные вещи. Во-вторых, он находится в гораздо более благоприятных условиях, чем Карелия. Это район, примыкающий ко второму по величине мегалополису России с его огромными финансовыми, трудовыми, инфраструктурными, потребительскими и иными возможностями, о которых Карелии и мечтать не приходится. Весь потребительский потенциал Карелии сопоставим с потенциалом небольшого района Санкт-Петербурга. Для того чтобы поднять такой регион, как Карелия, одного опыта развития муниципального района недостаточно, поскольку здесь проблемы совершенно иного рода и масштаба. Повторить «гатчинское экономическое чудо» (даже если бы оно существовало) у нас невозможно: в республике нет дорог, вообще ничего нет, кроме леса и камня. Поэтому в нашем регионе нужны совсем иные подходы.
А что касается привлечения инвесторов, с которыми в Карелии дела обстоят, прямо скажем, непросто, то тут есть объективные и субъективные причины. Объективные – инвестору приходить в Карелию элементарно некуда. Мы никогда не сможем привлечь в экономику Карелии серьезные деньги, если не создадим здесь соответствующую инфраструктуру. Для инвестора важны доступная логистика, коммуникации, подготовленные земельные участки, реально работающие формы господдержки. А у нас с этим сложно. Но есть и субъективные причины – это серьезные административные барьеры и высокая налоговая нагрузка на бизнес, недостаток проработанных проектов развития территорий, подготовленных инвестиционных площадок, недостаточно хорошо организованный инвестиционный процесс.
О каких инвесторах вообще можно говорить, если в республике до сих пор нет своей инвестиционной стратегии?! Она представлена рядом разрозненных документов, утвержденных в разные годы, начиная с 2006-го, которые содержат отдельные компоненты, но не стратегию в целом. А жизнь ведь не стоит на месте. И если взять эти документы, то они во многом противоречат друг другу по целям, задачам, приоритетам. А теперь представьте, что в Карелию приходит какой-то стратегический крупный инвестор. Ему важно знать, как ему минимизировать риски вложения капитала, и что он видит? Четыре различных документа. И какое у него тогда сложится впечатление о Карелии?
– Как в целом вы оцениваете эффективность работы правительства Александра Худилайнена (и особенно его экономического блока) за те два года, что у нас в регионе сменилась команда управленцев?
– Лично мне активность Александра Петровича импонирует. Другое дело – это эффективность работы его команды, которая оставляет желать лучшего. Особенно экономического блока. Есть целый ряд вопросов, которые были поставлены главой еще в начале его вступления в должность. Это и зона территориального развития, и привлечение инвестиций, и улучшение предпринимательского климата, и индустриальные парки, и развитие туризма. Некоторые только начинают решаться, а многие из них так и остались вопросами, к решению которых в правительстве даже не приступили.
– Но это не мешает правительству отчитываться об успехах. Ведомство Валентина Чмиля и сам министр заявляет, что работает на износ, не жалея сил, и обижается, если кто-то обвиняет их в неэффективности…
– Надо разбираться в причинах низкой эффективности. И в этом нет ничего обидного. Любой управленец должен осуществлять постоянный мониторинг эффективности работы. Я не могу сказать, что в Минэкономразвития, например, низкий уровень компетентности. Там хорошие специалисты. Штат министерства – 90 человек! И все сотрудники загружены. Они все пашут, у них много работы. Но эффективность низкая. Есть общая беда – это бюрократия и бесконечные отчеты. Времени решать по-настоящему важные задачи не остается. А если эти задачи еще находятся вне логики стратегии и постоянно меняются, то вот и получается «не в коня корм».
Беда нашего правительства в том, что оно очень не любит признавать наличие проблем и открыто о них говорить. Хотя в этом нет ничего страшного. Почему-то президент страны этого не боится, открыто говорит о проблемах и заостряет на них внимание общественности. А у нас на уровне региона – все хорошо, все замечательно! Хотя все же видят, что это не так! Почему бы не признать наличие проблем, не обратиться к предпринимателям, экспертному сообществу, сказать, вот у нас тут-то плохо, у нас не хватает сил, давайте вместе попробуем их решить!?
Я не знаю, почему так происходит. Может, это человеческий фактор. Может, желание показаться в лучшем свете в глазах высокого начальства. Наверное, свое влияние имеет и то, что у нас на первых должностях работают в основном люди приезжие. Мне кажется, что местное правительство более благосклонно воспринималось бы жителями. Я думаю, что те люди, которые здесь родились, выросли, работают, все-таки они по-другому относятся к своей республике как к малой родине.
– Из нашего разговора картина будущего Карелии вырисовывается совсем безрадостной и бесперспективной. Неужели на самом деле все так плохо и ничего хорошее республику не ждет?
– Самостоятельно Карелия со своими проблемами не справится, это точно. Чтобы вывести республику из кризиса, нужна федеральная целевая программа или хотя бы ряд ключевых комплексных федеральных инфраструктурных проектов. Это разовая помощь для создания инфраструктуры. В программу закладываются крупные инфраструктурные, производственные, инновационные и социальные проекты. Их общая стоимость оценивается более чем в 400 миллиардов рублей. Хотя у меня скорее скептическое отношение к ней. Ведь федеральная целевая программа для конкретного региона принимается скорее в виде исключения. Сегодня в России такие программы есть только в четырех субъектах. Поэтому одно только принятие ФЦП по Карелии может стать мощным импульсом для ее развития, а для правительства Худилайнена – лучшим результатом его работы. Но величина этого импульса будет зависеть от того, насколько проекты ФЦП встроены в долгосрочную стратегию развития Карелии, соответствуют ли ее стратегическим приоритетам. Пока же долгосрочной стратегии в Карелии нет. И ее, к сожалению, придется уже «надстраивать» над проектами, заложенными в ФЦП.
– Как тут не вспомнить знаменитую фразу Валентина Чмиля про то, что Карелия – никому не нужный «регион-промежуток»?!
– На самом деле, ничего смешного, очень удачное название Валентин Яковлевич придумал. Да не обидятся на меня карелы! Он человек прямой, не ходит вокруг да около... Только это положение правильнее называть транзитным. С одной стороны у нас Мурманская область и Вологда – крупные промышленные регионы, с другой стороны – крупный потребительский рынок Санкт-Петербурга, с третьей – Архангельская область, центр судостроения, на западе – Финляндия. А Карелия – транзитная территория. Но это надо рассматривать как преимущество, а не как недостаток.
Беседовала Наталья Захарчук