В муниципальном приюте «Право на жизнь» без еды и ухода могут остаться 113 собак: вся надежда на вас
Приют «Право на жизнь» в Медвежьегорске был на муниципальном контракте. Администрация округа давала деньги на отлов и стерилизацию собак. Этих денег хватало и на содержание. Последний контракт был заключен в начале 2021 года и истек в июне. С тех пор деньги администрация не выделяет, а организаторы этого приюта — Оксана и Ирина — не знают, как быть. По сути они уже не имеют отношения к приюту и могут спокойно не участвовать в его жизни, но, с другой стороны, совесть такого не позволяет, поэтому они продолжают кормить собак за свой счет. Мы съездили в Медвежьегорск и узнали, как можно помочь хвостикам.
Конфликт
История приютов в городе достаточно запутанная. До 2020 года Ирина Поворозник и Оксана Деревенко очень долго занимались зоозащитой «на улице»: подбирали и лечили животных за свой счет, кормили. Потом появился закон ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат», запрещающий усыпление животных), и зоозащитницы решили создать свой приют и получить муниципальный контракт, чтобы кормить и лечить питомцев на выделенные государством деньги.
— У нас давно был обустроен муниципальный приют «Верные друзья», — рассказывает Оксана. — Там были поставлены 20 вольеров. Он муниципальный, не частный, находится прямо рядом с нами. Там тоже работали по контракту. В прошлом году (в сентябре) мы вышли на контракт как организация, так как был принят закон, что усыпление невозможно. Нам пришлось строить свои вольеры.
О приюте «Верные друзья» мы уже писали в этом году. Его руководство в муниципальном аукционе решило не участвовать. Проблему, описанную в статье, удалось решить, но договориться зоозащитницы между собой так и не могут. Стороны обвиняют друг друга в денежном интересе и ведут борьбу в соцсетях.
Тем не менее до лета 2021 года всё было нормально: контракт исполнялся, деньги выделялись, собак стерилизовали. Денег хватало, чтобы всех кормить и содержать. 60 собак удалось пристроить. Население города о пожертвованиях никто не просил. А потом контракт закончился. И с тех пор началась борьба приюта «Право на жизнь» с администрацией. Была петиция, были обращения во все инстанции, и представление от прокуратуры, предписавшее устранить все нарушения (документы есть в распоряжении редакции — прим. ред.). Но всё пока что безрезультатно.
А вот выглядит общение Ирины с ответственным человеком из администрацией — Ефимией Николаевной.
Сейчас в приют уже пришли люди от администрации, часть собак «переписали». Но что делать дальше? Нельзя же Оксане и Ирине просто бросить приют и уйти?
— У нас простой посыл: если есть муниципальный приют, то собаки должны быть не на улицах где-то, не в сараях, а в приюте. Мы ключ от приюта еще в августе отдали. У нас есть официальная организация с расчетным счетом, но после окончания контракта мы здесь по сути никто. Получается, собаки сейчас нигде. Нам так в Следственном комитете сказали: "Вам давно надо было уйти, умерли бы пара собак, к администрации города бы применили статью о жестоком обращении, — рассказывает Ирина, — Но нам совесть не позволяет. А ситуация критическая — мы финансово очень истощены. Нам без разницы, с кем будет заключен новый договор. Нам не надо денег самим. Главное — спасти животных.
С Ефимией Николаевной, отвечающей за вопросы приюта, связаться не удалось (два дня ее не было на месте). Но мы с удовольствием изложим здесь позицию администрации района. Глава Медвежьегорского района Максим Антипов на наш звонок также пока не ответил.
Приют
Сейчас в приюте 113 собак и 5 кошек, остальных удалось раздать. Траты серьезные: еда (6 тысяч в день), зарплаты (в среднем в месяц уходит 45 тысяч рублей: тысячу работникам за смену, 500 рублей — ночному сторожу). Также уже нужно включать обогреватель для вольера с кошками и больными псами, а это 20 тысяч в месяц за электричество.
А еще деньги нужны и на ветеринарные услуги. Сейчас у приюта задолженность более 60 тысяч рублей, каждый месяц на вакцинацию и лечение уходит по 12-13 тысяч. Траты на корм кошкам и на привоз воды (2 тысячи в месяц) тоже можно включить в счет. Итого: по самым скромным подсчетам, получается около 250 тысяч в месяц!
— Сейчас мы платим зарплату работникам из своего кармана (бесплатно работать никто не хочет), сторож работает в долг. Я работаю на двух работах, моя вторая зарплата полностью уходит сюда, — рассказывает Ирина. — Люди не очень активно помогают, так как город небольшой, денег лишних нет. Сборы на еду мы стали открывать только в августе, когда госконтракт закончился. Но люди от сборов устали. А раньше мы могли содержать всех собак на деньги, которые выделяли нам по контракту, хотя контракт не предусматривал оплаты содержания собак. Но хватало.
Из актуальных трат — стерилизация. 15 собак надо стерилизовать в срочном порядке, иначе животных станет еще больше, а это 4 тысячи на каждую собаку. Также надо вакцинировать щенков (по тысяче рублей на животное).
Собаки
В приюте много здоровых и красивых собак (есть даже хаски с разноцветными глазами), но есть те, которым будет очень сложно найти семью. За каждой такой песьей судьбой — человеческая жестокость и попытки других людей эту жестокость исправить. Администрация Медвежьегорска, по словам Ирины, якобы хочет их всех усыпить. Ирина и Оксана негодуют: мол, спасали всеми силами, а теперь усыплять?
Расскажем вам несколько историй подопечных «Право на жизнь».
Черныш. Песика забрали в приют прямиком из полиции, он без глаз. Кто это сделал? Человек, которого не наказали. Животное избили и выкинули на помойку. Было проведено расследование, состава преступления не обнаружено.
Джек. Может ходить, ему нужны постоянный уход и любовь. Джека нужно держать в тепле и перестилать ему подстилку несколько раз в день. А еще он умет бегать на двух передних лапах.
Чаппа. Активно бегает даже без лапки. «Парень жить хочет, он такой веселый».
Джессика. Девочка со спицей в лапке, постоянно надо контролировать ее состояние здоровья. У нее удалена коленная чашечка.
Пока люди разбираются в этой непростой ситуации, страдают подопечные приюта. Поэтому самое главное сейчас — это помочь животным. Вы можете перечислить приюту деньги, помочь кормом или взять собаку себе домой. Присмотритесь, вдруг кто-то из этих харизматичных носиков будто ждал встречи с вами?