Власти Карелии принуждают главу Эссойльского поселения подписать акты о приемке некачественно построенных домов для переселенцев?
Похоже, ради красивых цифр и формального выполнения плана по расселению аварийного фонда карельские правительственные чиновники накануне выборов готовы на все. Главу Эссойльского поселения Андрея Ореханова фактически силой заставляют подписать акт о приемке двух трехэтажных домов, предназначенных для расселения аварийного фонда.
После того как Ореханов лично побывал в этих якобы новостройках, ставить свою подпись под документами он наотрез отказался. Говорит, просто не может позволить переселить людей в такие условия: новые дома по качеству оказались ничем не лучше, чем ветхие деревяшки, в которых сейчас обитают семьи будущих переселенцев.
— В прошлом году по программе переселения 14 семей из нашей Эссойлы согласились переехать в Заозерье, где как раз достроили новые дома, — объясняет Андрей Ореханов. — И вот недавно я узнаю, что четыре семьи написали заявление в прокуратуру, поскольку их не устраивает качество жилья. Вместе с сотрудниками прокуратуры я выехал в Заозерье, побывал в тех квартирах и пришел в ужас. Претензии людей на сто процентов обоснованы. Все стены и полы у них покрыты черной плесенью. Жильцы стали кашлять и задыхаться, не могли понять, что происходит, и только когда оторвали линолеум на полу, нашли эту жуткую плесень. Жить в таких условиях просто опасно для жизни, а ведь это якобы новые дома!
Так выглядят внутри дома в Заозерье
Поэтому когда на этой неделе встал вопрос о том, что необходимо срочно принять два трехэтажных дома для переселенцев уже в самой Эссойле, Андрей Ореханов решил не подписывать никакие акты до тех пор, пока он лично не побывает в новых домах и не убедится, что людей переселяют в нормальные условия. На самом деле заселить эти дома должны были еще до 31 декабря прошлого года в рамках первого этапа реализации программы, но подрядчик — печально известная в Карелии фирма «Дальпитерстрой» — все сроки сорвал. Теперь же, видимо, чиновникам нужно во что бы то ни стало отчитаться о том, что программа расселения успешно выполняется, поэтому в ход идут и административные, и силовые методы.
— Когда я приехал в эти дома, у меня в буквальном смысле волосы встали дыбом, — говорит Ореханов. - С виду вроде все красиво, хотя никакого благоустройства не сделано, везде навален строительный мусор, пешеходных дорожек тоже нет. А вот что творится внутри — словами не описать. Полы не сделаны, линолеум не застелен, натяжных потолков, которые предусматривает проект, тоже нет, к дому не подведены ни электричество, ни вода, ни отопление, а между этажами зияют пустоты — с третьего этажа видно все, что происходит на первом. Пока дома стояли без крыши, лил дождь, в итоге все стены сырые, в огромных подтеках и пятнах. И вот такие вот дома мне предлагают принять! Причем в акте, который я должен подписать, черным по белому указано, что никаких претензий к застройщику я не имею и качество меня устраивает.
Ореханов понимает: если он добровольно подпишет этот акт, то после этого застройщик, грубо говоря, умывает руки (работа-то по бумага выполнена и принята, так что по закону все логично), а дальнейшая судьба домов уже будет зависеть от него как от главы поселения. И на какие деньги потом достраивать и приводить в порядок эти дома — непонятно. Но зато формально программа расселения будет выполнена, а ответственность за все происходящее потом можно перекинуть на главу района.
— Все это я прекрасно понимаю, поэтому акт подписывать отказался, — говорит Ореханов. — После этого мне позвонил сначала заместитель министра строительства Карелии, а затем и сам министр. Причем первый разговаривал со мной довольно резко. Но я дал понять, что буду стоять на своем и подписывать ничего не собираюсь. Вечером мне снова перезвонили и сказали, мол, завтра жди у себя комиссию.
Со слов Ореханова, чиновники продолжили давить на него, причем заместитель министра в выражениях не стеснялся. Глава Эссойльского поселения услышал в свой адрес много нелестных слов и выражений. В конце концов он напомнил, что находится в отпуске и по закону вообще не должен заниматься рабочими делами и тем более выслушивать оскорбления.
— Меня обвинили даже в том, что я подставляю всю Карелию и что я обязан принять дома, чтобы этого не произошло, хотя даже представитель подрядчика откровенно признался, что недоделок в доме очень много. В ответ я заявил, что не принимаю дом как раз потому, что люблю Карелию и ее жителей. И не хочу, чтобы мои односельчане жили в таких условиях, — говорит Ореханов. — Почему люди из аварийного фонда должны переселятся фактически в ветхий? А ведь люди по бумагам должны туда переехать уже 7 сентября! В эти недоделанные дома! Как такое вообще возможно? У меня в голове не укладывается. Нет никакой гарантии, что история с домами в Заозерье не повторится, потому что качество этих домов точно такое же, если не хуже. Поэтому отступать я не намерен. Пойду до конца, хотя понимаю, что для меня как для главы поселения эта история может закончиться плохо. Но интересы людей для меня сейчас важнее.
А вот правительственным чиновникам, судя по всему, не до простых жителей Карелии и их интересов. Им сейчас важнее, чтобы программа расселения, за которую губернатор Худилайнен не так давно получил выговор от президента, выполнялась хотя бы на бумаге и были результаты, которые можно предъявить высшему руководству. Вот, мол, работаем, расселяем, все под контролем. А то, что за нарисованными цифрами стоят конкретные семьи и конкретные люди, которые годами жили в жутких условиях в разваливающихся домах и мечтали о новых квартирах, никого не волнует. Расхлебывать последствия таких вот расселений в итоге придется районам и поселениям, чей бюджет и без этого нищий.
Сейчас Андрей Ореханов обратился с жалобой в прокуратуру. В ней он описал всю ситуацию и прикрепил фото всех недоделок, которые он обнаружил в домах для переселенцев. Хочется верить, что сотрудники прокуратуры смогут повлиять на происходящее и людей не заставят 7 сентября в принудительном порядке переезжать в наспех достроенные дома.