Война с «наливайками» в Петрозаводске привела к тому, что десятки человек останутся без работы
В Карелии уже неделю действует закон, ограничивающий продажу алкоголя в многоквартирных домах. Часть торговых точек закрывается, некоторые бары переезжают, а другие продолжают работать, как ни в чем не бывало. Законодатели утверждают, что всё делается ради комфорта граждан, предприниматели в ответ говорят об увольнениях.
Согласно правовому акту, минимальная площадь бара или ресторана, в котором продают алкоголь, должна быть не менее 75 квадратных метров для заведений, расположенных на территории муниципальных округов. В сельских и городских поселениях площадь кафе законодатели ограничили 50 квадратными метрами. Эти требования распространяются только на объекты общественного питания, работающие в многоквартирных домах.
Закон был инициирован депутатами карельского Заксобрания. По словам Ларисы Ждановой, председателя комитета по экономической политике регионального Заксобрания, жалобы на круглосуточные бары поступают тысячами, а к обсуждению законопроекта никто из представителей бизнеса так и не подключился. Площадь помещений, на которой ограничена продажа алкоголя была определена комитетом после личных консультаций с рестораторами.
"У региональных депутатов нет возможности ограничить время работы баров или продажи алкоголя в заведениях общепита, — комментирует закон Жданова. – Если бы можно было установить время работы, например до 12 ночи, то многие кафе остались бы работать.
Петрозаводским и костомукшским рестораторам необходимо искать залы в 75 квадратов, а для кемских и сегежских заведений общепита будет достаточно 50. Изменения к требованиям к площади вступили в силу с 1 октября.
Ранее мы руководствовались федеральными нормами, — комментирует изменения в работе полиции Алексей Бережной, пресс-секретарь карельского МВД. — Минимальный размер зала, по мнению федеральных законодателей, не должен быть менее 20 кв. м. Для выявления правонарушений с начала октября применяем уже региональные нормы.
На нарушителей закона полиция составляет административные материалы, которые потом передает в суд. Недобросовестных владельцев привлекают по статье 4.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей, для юридических лиц — 100 тысяч, — рассказывает Бережной.
За первую неделю действия закона правоохранители подготовили 3 административных дела, материалы переданы в суд.
В Петрозаводске есть несколько заведений в жилых домах, где идет многолетняя война жильцов с владельцами баров. Жильцы дома № 8 на проспекте Ленина, на цокольном этаже которого расположена «Хмельница», говорят, что, несмотря на новые ограничения, изменений в работе пивного бара нет, и с тревогой ждут вечера пятницы и субботу.
Самое раздражающие для «соседей» бара — шум, — говорит Маргарита Зотикова, жилец дома № 8 на пр. Ленина. — Мы постоянно становимся свидетелями пьяных драм и драк. Посетители не помещаются в заведении, берут бокалы или бутылки на улицу: мычат песни и делят женщин у нас под окнами.
Маргарита обращалась в прокуратуру с требованием провести проверку и регулярно звонит в полицию. Приходили из контролирующих органов, чтобы проверить состояние пивной.
Из Роспотребнадзора пришли днем, бар был закрыт, — вспоминает «соседка» паба, — замерить уровень шума не смогли. Полиция практически не приезжает на наши вызовы. Иногда даже трубку не поднимают.
Маргарита пробовала «поговорить» с владельцами бизнеса, писала им в группе во «ВКонтакте», но администратор сообщества удалил ее обращение.
Под действие нового закона попадают не только бары в классическом понимании, но и магазины разливного пива. Владельцам этих заведений приходится оперативно искать новые места для аренды. Некоторые просто закрываются, увольняя сотрудников.
Треть магазинов нам придется закрыть, — говорит Роман Турков, совладелец сети «Пинта», — сотрудников — уволить. Найти помещение для аренды не так просто, и даже если мы их найдем, там необходимо еще сделать ремонт.
Петрозаводская «Пинта» представлена во всех крупных городах республики. Магазины есть в Сегеже, Кондопоге и Костомукше. Только в Петрозаводске 3 из 9 магазинов попадают под закрытие.
У нас нет торговых точек, площадь которых меньше 60 квадратных метров, — рассказывает Турков. — Мы пытаемся не только продать напиток, но и предоставить сервис. Теперь мы вынуждены закрыться и уволить порядка 15 сотрудников.
Роман считает, что закон с одной стороны ограничивает круг предпринимателей, которые могут торговать алкоголем, а с другой стороны лоббирует интересы крупных сетей, которым гораздо проще арендовать большое помещение.
Новшества в законодательстве повлияли на жизнь не только «наливаек», куда приходят похмелиться, но и крафтовых баров. Владельцы одного из таких в социальных сетях выложили ироничный пост, что готовятся к переезду.
Бар «Три четверти» пакует вещи. Щедрый на сюрпризы 2020 год подарил нам еще один замечательный подарок. С 1 октября вступает в силу закон № 2488-ЗРК, запрещающий продажу алкоголя, в том числе в нашем баре».