«Йога и балет — это эстетика»: балерина Мария Материнская о пути в профессии, графике артиста и йоге в студии Turia
Мария Материнская — артистка балета Музыкального театра Республики Карелия. Она родилась в Удмуртии, но мечта о сцене привела её на север. График действующей артистки очень плотный, но Мария находит время получать дополнительное образование хореографа в Академии Русского балета им. Вагановой в Петербурге и проводить занятия по йога-балету в студии Turia. Поговорили с Марией о пути к цели, учебе в Академии Русского балета и о том, что ждет желающих прикоснуться к настоящему русскому балету на её занятиях.
«Когда есть мечта, понимаешь, ради чего всё это»
Я родилась в Ижевске. Мои родители познакомились в консерватории в Петербурге. Папа — валторнист, мама — режиссер-постановщик. Затем они вместе служили в Театре оперы и балета УР, ныне Театре оперы и балета УР им. П.И. Чайковского. В детстве меня отдали в музыкальную школу при Республиканском музыкальном колледже учиться на пианистку. Но мне это было не близко. Я хотела играть на скрипке, как когда-то мама, или танцевать балет. Но папа сказал, что не выдержит моих домашних занятий на скрипке, поэтому меня отдали на фортепиано, а позже я перешла на дирижерско-хоровое отделение. Чтобы стать профессиональной артисткой балета, нужно поступить в хореографическое училище. Их в нашей стране не так много, и в моем родном городе такой возможности не было. Поэтому я поступила учиться позже, чем нужно, уже в совершенно осознанном возрасте. В 14 лет меня приняли в Казанское хореографическое училище. Я знала, что балет — безумно тяжелый труд, я знала, что в Ижевске мне негде учиться, и на какое-то время я даже смирилась. А потом решила, что не могу без этого и поехала поступать. Я наблюдала эту сценическую жизнь с детства. Мне очень хотелось также. Потому что это безумно красиво.
В 14 лет я уехала учиться в балетное училище Казань. Сейчас, насколько я знаю, при училище есть интернат, но тогда родители снимали мне жилье. Хозяева были разные, сменила три квартиры. Меня так воспитали, для меня не было сложностей в каких-то домашних делах, таких как уборка, готовка, стирка — стирать приходилось на руках, я уже всё умела, но, безусловно, сложно было оказаться вдалеке от родных, связываться только по телефону, оказаться в незнакомом городе. Но когда есть мечта, понимаешь, ради чего это.
Наш профессиональный век короток, поэтому после окончания училища нужно сразу выйти на работу, чтобы не потерять форму. Но так случилось, что в год, когда я закончила учебу, наш Театр оперы и балета им. Чайковского в Ижевске закрылся на реконструкцию. Я всегда хотела жить на юге. Я южный человек, я обожаю солнце. Мечта — побывать в Барселоне, выучить испанский. Но, следуя за своей мечтой, я оказалась на севере, в Петрозаводске, где сейчас работаю в труппе Музыкального театра РК.
«Работа на пределе — часть нашей профессии»
Выходить на сцену всегда волнительно. Но волнительно в основном до выхода на сцену. Когда ты на сцене, ты уже не можешь быть самим собой. Ты перевоплощаешься и проживаешь жизнь того, которого ты играешь, и при этом очень четко понимаешь, что нужно сделать, чтобы получились какие-то технические вещи. В моей жизни был случай, когда было действительно страшно. Я травмировала стопу и после восстановления впервые работала спектакль. После травмы, даже когда восстановишься, какое-то время травмированная стопа более слабая. И у меня не было уверенности, что я чисто физически, по силам смогу это качественно сделать, что она меня не подведет. Но всё получилось.
Больно ли танцевать на пальцах? Я боли не испытываю, для этого нужны крепкие и сильные стопы, которые мы тренируем с детства. У артистов балета другой порог боли, мы привыкли работать на пределе, через не могу, это часть нашей профессии. Чтобы не стирать пальцы, я перед каждой репетицией заклеиваю их пластырем.
Мне кажется, что в нашей профессии невозможно находиться, если у тебя нет этой мечты, безумного желания. Потому что профессия действительно очень тяжелая. Во-первых, это, конечно, физический труд. Во-вторых, график.
График непростой в том плане, что вечером бывают спектакли, которые заканчиваются достаточно поздно, и ты приходишь домой часов в одиннадцать. Спектакли минимум два раза в неделю. Плюс оркестровые репетиции, которые тоже заканчивается после 9 вечера, как правило. Сложно сохранять нормальный режим. Выходит, утром репетиции, вечером репетиции или спектакли, поэтому свободного времени остается около 3-4 часов днем. За это время нужно добраться до дома, пообедать, хоть немного отдохнуть и вернуться в театр.
К тому же у меня еще есть очная учеба — получаю дополнительное образование хореографа в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в Петербурге. Специфика такова, что мы должны оставаться в профессии. Мы не можем на четыре года оставить карьеру, чтобы спокойно отучиться. Поэтому есть люди в других городах, которые, как и я, приезжают учиться. Благо, в Академии к этому относятся с понимаем. Безусловно, это очень тяжело. Самое сложное для меня, что с таким графиком нет времени на восстановление. Тело — ресурс, который требует восстановления хотя бы один раз в неделю. Невозможно каждый день танцевать по 6 часов. И получается, что в свой выходной, вместо того чтобы отдохнуть, я еду на занятия, где тоже танцевальные предметы — методика преподавания классического танца, где мы тоже показываем комбинации, исторический и характерный танец. Помимо танцевальных дисциплин, изучаем историю музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературу. У нас очень серьезные занятия по анатомии.
Но всё равно, несмотря на сложный график, меня вдохновляет обучение в Академии. Эта многовековая школа на улице Росси, эта атмосфера, эти потрясающие портреты выдающихся танцовщиков на стенах. Понимаешь, какие люди здесь бывали, кто здесь учился, кто занимался в этих залах и ходил по этим коридорам. В коридорах Академии Русского балета на полу лежат ковры, чтобы было удобно и тепло разогреваться, тянуться перед занятиями.
Русский балет в целом — наше культурное сокровище. Первая балетная школа была открыта в 1738 году по приказу императрицы Анны Иоановны, а первым педагогом стал французский балетмейстер Жан Батист Ланде. Здесь балет оброс новыми чертами, в силу особенностей нашей русской души. Потом в ХХ веке произошла его популяризация через Дягилева, через «Русские сезоны», поэтому не удивительно, что он стал и по праву считается лучшим в мире.
«Йога и балет — это эстетика»
Когда выхожу в отпуск, какое-то время трачу время только на отдых и хобби: очень люблю гулять пешком, иногда готовлю что-то для себя и близких, играю на фортепиано и пою — занимаюсь академическим вокалом с преподавателем. Но через какое-то время понимаю, что больше не могу без физической активности, я не чувствую своего тела. Мне обязательно нужно заниматься. А когда занимаюсь, я чувствую какой-то мышечный тонус, что кровь побежала. Сразу так хорошо становится. Как-то раз была в Москве, решила попробовать йогу. Еще больше йога раскрылась для меня, когда я пришла на занятия к Анастасии Кравчук. С первого же занятия Анастасия поставила меня на голову! Одним из главных открытий в йоге для меня оказалась работа с дыханием. Дыхательные практики в йоге предполагают работу с разными типами дыхания, в том числе с глубоким дыханием диафрагмой, животом. В балете же мы привыкли дышать более поверхностно, чтобы этого не видел зритель. Позже я подумала, что мне стоит глубже погрузиться в йогу и попробовать себя в качестве преподавателя. Тем более что Анастасия поделилась со мной таким фактом: один из ведущих преподавателей Дживамукти-йоги в Москве Анна Лунегова пришла в йогу из балета.
Йога и балет — это определенная эстетика. Балет – сложный вид искусства, которым мы занимаемся с детства, изначально обладая определенными параметрами и склонностями. Йога же в большей степени про здоровье, про связь со своим телом в любом его состоянии. Йога-балет, который я буду вести в студии Turia, — это симбиоз йоги как направления для всех и классической методики подготовки балетных артистов, разработанной Агриппиной Яковлевной Вагановой, чье имя носит Академия Русского балета. Конечно же, в упрощенном виде.
Мы, конечно, не будем заниматься у станка, но мы поработаем над голеностопным и тазобедренным суставами, над гибкостью, над растяжкой и над нашим мышечным аппаратом. Займемся руками, чтобы они были пластичными и красивыми. Займемся осанкой, ведь, наверное, каждому хочется красивую балетную осанку.
Заниматься мы будем под классическую музыку — она очень сильная, в ней очень много энергии. Прежде чем начать вести занятия, я слушала много всего, искала что-то подходящее, например, для растяжки подойдет музыка для релаксации, и наоборот, для более динамичных моментов — более активная музыка. И поняла, что лучше классики все равно ничего нет — в ней есть всё.
Заниматься можно всем вне зависимости от комплекции, гибкости и прочих способностей. Мы будем заниматься в первую очередь здоровьем и развиваться согласно способностям каждого. Мы все разные, все совершенствуемся и растем над собой. И йога-балет — это возможность прикоснуться к балетной культуре для всех желающих.
Мария — действующая артистка балета Музыкального театра с плотным графиком. Не пропустите уникальную возможность попробовать йога-балет в декабре. Занятия пройдут 8, 14, 22 и 29 декабря в студии Turia Yoga в центре Петрозаводска. Записаться и узнать подробности вы можете в сообществах студии во ВКонтакте и в Телеграм, и по телефону +7-921-017-15-15.
Беседовала Анастасия Петрова