Как возникло и как развивалось дело «Петропита»
Вот уже полтора года в Петрозаводском городском суде рассматривается уголовное дело «Петропита». Издание «Столица на Онего» вспомнило, как оно развивалось. Приводим публикацию целиком.
На скамье подсудимых три человека – депутат Законодательного собрания Карелии Ольга Залецкая, экс-директор торгового дома «Ленторг» Александра Корнилова и директор Олонецкого молочного комбината Анастасия Кравчук. Судебный процесс, за которым мы следим, вышел на финишную прямую – подсудимые дают показания. Но давайте вспомним, как появилось и развивалось это уголовное дело.
Уголовное дело «Петропита» было возбуждено после череды значимых для Петрозаводска политических событий. И первым таким событием стала победа Галины Ширшиной на выборах мэра города в сентябре 2013 года. Ширшина тогда была запасным кандидатом, и включилась в предвыборную гонку всего за две недели до выборов, после того как по надуманному поводу был снят основной «яблочный» кандидат — директор лицея № 1 Эмилия Слабунова. Избирательной кампанией Ширшиной руководил лидер карельских «яблочников» Василий Попов.
Избрание «яблочного» кандидата главой города стало сенсацией, которая продемонстрировала полную несостоятельность главы Карелии Александра Худилайнена как руководителя и политического лидера. Стало понятно, что губернатор рискует проиграть в Карелии любые хоть сколько-нибудь значимые выборы. Кроме того, произошедшее послужило поводом для насмешек над Худилайненом практически всей политической элиты. И его команде нужно было срочно решать, что делать в сложившейся ситуации.
Как писали тогда многие эксперты, начал использоваться запрещенный прием – привлечение к политической борьбе правоохранительных органов. Карельские силовики сейчас могут сколько угодно надувать щеки и бить себя кулаком в грудь, рассказывая про борьбу с коррупцией среди «яблочников» и свою независимость от губернатора, мы будем приводить факты, а выводы пусть читатель делает сам.
О том, что в ближайшее время их могут арестовать, депутат «Петросовета» от партии «Яблоко» Ольга Залецкая (в ЗС РК Ольга Евгеньевна избралась в сентябре минувшего года) и супруга Василия Попова — вице-спикер парламента от той же партии — Анастасия Кравчук узнали в январе 2014 года от людей из окружения губернатора. Тогда же будущие «арестантки» дали пресс-конференцию по этому поводу, но стражи порядка заявили о том, что у девушек мания преследования и разыгралась фантазия. Спустя два месяца появилось уголовное дело.
Изначально в возбужденном следственным управлением СК РФ по РК уголовном деле было всего два фигуранта: Анастасия Кравчук и Александра Корнилова — директор торгового дома «Ленторг», владельцем которого является Василий Попов. Их обвинили в мошенничестве при приобретении муниципального имущества.
Речь шла о здании бывшего комбината школьного питания, принадлежавшего ПМУП «Петропит», которое Александра Корнилова как директор фирмы взяла в аренду в августе 2011 года, а Анастасия Кравчук как физическое лицо купила на открытом аукционе в январе 2013-го. Продажа здания была инициирована директором «Петропита» Ольгой Залецкой: предприятие погрязло в долгах, и чтобы спасти его от банкротства, по рекомендации администрации города, руководитель вынуждена была реализовывать имущество. На момент возбуждения уголовного дела в действиях Ольги Залецкой нарушений закона выявлено не было.
Следствие посчитало, что Корнилова и Кравчук вступили в сговор и… совершили законные (!) действия, но с преступными помыслами. По версии правоохранителей, Александра Корнилова в 2011 году взяла указанное здание в аренду не с целью хозяйственного использования, а исключительно с целью обременения, для того чтобы во время продажи объекта его цена была снижена.
Отметим, что продажа здания состоялась спустя полтора года после заключения договора аренды. Все это время Александра Корнилова платила арендную плату, оплачивала коммунальные услуги и услуги охраны, но зданием, по версии следствия, она категорически не пользовалась, наслаждалась тратами в ожидании, когда объект «по дешевке» купит Анастасия Кравчук. И она его купила за 18 с лишним миллионов рублей.
Отметим, что здание действительно было выставлено на продажу с учетом обременения (цена без учета обременения была бы выше), что было абсолютно законно, так как продавалось оно не напрямую арендатору, а посредством открытого аукциона, на который мог заявиться любой желающий, в том числе сам арендатор или его представитель. Победителем в таких случаях признается тот, кто предложит наибольшую цену.
К сожалению для Ольги Залецкой, которая, как директор предприятия, очень хотела, чтобы цена здания во время аукциона сильно выросла, покупателей, кроме Анастасии Кравчук, на этот объект не нашлось. И сейчас уже достоверно известно, почему их не нашлось. Согласно показаниям свидетелей, подсудимых и экспертов, бывшее здание комбината школьного питания, которое к моменту своей продажи уже несколько лет не использовалось, находилось в ужасном состоянии и на его восстановление требовались десятки миллионов рублей.
Возбужденное уголовное дело явилось поводом для десятков обысков и сотен допросов, насыщенных оперативно-розыскных мероприятий. Из всех предприятий, когда-либо созданных Василием Поповым, была изъята вся документация за последние 10 лет. Обыски прошли на квартирах руководителей карельского «Яблока».
Целый год следствие изучало всю добытую информацию, надеясь найти хоть какой-то криминал в действиях Попова и других «яблочников».
Тем не менее, даже после года расследования, обвинение продолжало оставаться смехотворным, что, конечно, не устраивало губернатора. Александр Худилайнен уже собрался на досрочные выборы, а Василий Попов все еще оставался на свободе.
В январе-феврале 2015 года начались первые посадки противников губернатора среди самих единороссов: под стражу были заключены спикер Петросовета Олег Фокин и депутат Законодательного собрания Карелии Девлетхан Алиханов. Ближайшее окружение Худилайнена донесло Василию Попову, что он будет следующим.
Василий Анатольевич созвал пресс-конференцию, на которой рассказал о планах губернатора, уточнив, что если он, Попов, останется на свободе, Худилайнену на выборах ничего не светит. После чего события начали развиваться очень стремительно.
Через месяц после пресс-конференции, пока Василий Попов и Анастасия Кравчук находились в отпуске за границей, были арестованы Александра Корнилова и Ольга Залецкая (к которой, напомним, при возбуждении уголовного дела претензий не было), что привело к мощным акциям протеста среди населения города. Спустя 12 дней женщин выпустили под домашний арест, а через несколько месяцев — под залог.
Анастасия Кравчук вернулась в Россию, а ее супруг остался в Финляндии по рабочим делам. В апреле, опираясь на бесконечные слухи о планируемом аресте Попова, журналисты уточнили в Следственном управлении СК РФ по РК, имеются ли у правоохранителей претензии к политику, находящемуся за границей, на что последовал ответ, что никаких претензий к Василию Попову нет, а через месяц правоохранители объявили Попова руководителем ОПГ, заочно предъявили ему обвинение, заочно арестовали и объявили в международный розыск.
Несмотря на все предпринятые меры, Василий Попов остался на свободе и продолжил руководить политикой и бизнесом из Финляндии. Александр Худилайнен вынужден был отказаться от досрочных выборов главы Карелии, а в феврале 2017 года и вовсе был отправлен в досрочную отставку.
Что же касается Василия Попова, то Финляндия впервые в истории российско-финляндских отношений, несмотря на двусторонний жесткий договор о выдаче преступников, отказалась выдавать политика. Лидеру карельских «яблочников» было предоставлено политическое убежище.
Но уголовное дело «Петропита», возбужденное когда-то по надуманному поводу и по причинам, очень далеким от юриспруденции, уже полтора года находится в Петрозаводском городском суде. И является уже проблемой для трех женщин, попавших когда-то под горячую руку Худилайнена, и судьи, рассматривающей это дело. Почему проблемой? Потому что в России оправдательных приговоров по таким резонансным делам, сопровождаемым арестами и международным розыском, не бывает. Считается, что оправдательный приговор дискредитирует правоохранительное органы и власть в целом. А этого допускать никак нельзя.