Карельская ФСБ против петрозаводских ветеранов: законность, уважение, гуманизм и другой сущий вздор
Если честно, вся эта история с обысками и допросами пенсионерок шокирует и угнетает. В законе о ФСБ, принятом еще Ельциным в 1995 году, сказано, что «деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм». Такое впечатление, что сотрудники УФСБ России по Республике Карелия давно не перечитывали этот документ, потому что уважения и гуманизма по отношению к ветеранам города они проявили не больше, чем к каким-либо рецидивистам. Они врали, они угрожали, они проявляли неуважение. Врали – сказав, что с внучкой Галины Егоровны Карасовой случилась беда, только для того, чтобы проникнуть в ее квартиру и начать обыск. Угрожали – заявив Любови Трофимовне Животковой, что задержат ее на двое суток, а внучку передадут органам опеки. Проявляли неуважение – бросив на пол стенд с портретами ветеранов в офисе Совета ветеранов Петрозаводска. Что вам мешало, завершив обыск, повесить стенд на место? Вы столько же сделали для родной республики, сколько люди, по чьим лицам едва не прошлись грязными ботинками?!
Когда оперативники заявили, что повезут Нину Михайловну Васильеву на допрос, пожилая женщина ответила, что не может поехать — у нее подскочило давление. Ей вызвали «скорую», чтобы врачи определили, можно ее везти допрашивать или как. «Скорая» приехала и увезла Нину Михайловну в больницу с гипертоническим кризом. Скорейшего ей выздоровления. Мы спросили в пресс-службе Управления ФСБ России по Карелии, почему они считают допустимым подобное обращение с ветеранами? Нам ответили, что их сотрудники действуют в рамках полномочий, предоставленных законом, а если кому-то из обысканных ветеранов и стало плохо от жесткого обращения, то связь еще надо доказать. Мол, старые люди – мало ли какие у них болячки… КАК МОЖНО ТАК РАССУЖДАТЬ?! Это же наши старики, чьи-то матери, бабушки. Всё их преступление свелось к тому, что они, в свободное от нянченья внуков время, поработали на выборах за «яблочников».
Помощи ждать неоткуда
Давайте еще раз уясним, что же «натворили» эти пенсионерки. Как так случилось, что десятки сотрудников ФСБ Карелии взяли их в жесткий оборот, допросили по всей строгости и обыскали их квартиры. У некоторых, кстати, еще не удалось перевернуть всё вверх дном, но бабушки могут не беспокоиться – у их домов дежурят оперативники. Они ждут возвращения хозяев.
Уголовное дело возбуждено по факту воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав. Как пишет Следственный комитет, «в период досрочного голосования в сентябре 2014 года подозреваемая (Карасова – прим. Daily), совместно с группой лиц по предварительному сговору, действовавших за денежное вознаграждение, воспрепятствовала гражданам проголосовать за определенных кандидатов в депутаты Петрозаводского городского совета, чем были нарушены конституционные права и законные интересы избирателей». За это почетному гражданину Петрозаводска Карасовой грозит до 5 лет тюрьмы.
Что за воспрепятствование? Все просто: в этом году на выборах снова появилась возможность проголосовать досрочно, лазейка, часто используемая для избирательных махинаций. Понятно, что купить большое количество голосов непосредственно в день выборов – задача не из легких, требуется большое количество людских ресурсов. А тут можно спокойно, методично обходить двор за двором и предлагать деньги.
Случилось то, чего и ожидали «яблочники». Стали подъезжать машины и целые автобусы, полные «избирателей» весьма сомнительного вида. В народе про таких говорят – алкаши. Еще была молодежь, у которых в глазах читалось отсутствие гражданской позиции.
По закону человек может проголосовать, если в день выборов его по уважительной причине не будет в городе. Одни голосующие говорили, что уезжают в отпуск. Другие принесли в избирательную комиссию договор с неким предпринимателем Зуевым. Согласно договору, все они уезжают на сбор ягод. И надо же так получиться, что все «сборщики» живут в одном округе и голосуют за одного кандидата!
Схема ясна, как дважды два. Почему же тогда практически бездействовали правоохранительные органы? Сотрудники мэрии, где в один из дней проходило предварительное голосование, вызвали полицию и помогли задержать четырех мужчин. Двое признались, что их попросили проголосовать за кандидата, пообещав деньги. Однако передача денег еще не состоялась, и задержанных отпустили.
Представитель кандидата Чечиль сообщила присутствовавшему на участке сотруднику ФСБ номер машины, на которой подвозят «избирателей». Тот не предпринял каких-либо действий. Пресс-служба карельской ФСБ тогда сообщила, что их сотрудник поступил в соответствии со служебными обязанностями. Позже к нам в редакцию пришло письмо из УФСБ России по Республике Карелия. Наши эфэсбэшники написали, что они… не должны следить за контролем законности проведения выборов.
«В связи с тем, что выборы являются общественно-политическим и массовым мероприятием, сотрудники ФСБ России присутствуют на избирательных участках с целью решения задач по обеспечению безопасности организации и проведения выборов, снижения уровня угроз совершения терактов и экстремистских проявлений. Контроль законности проведения выборов осуществляет избирательная комиссия. Расследование преступлений и рассмотрение правонарушений в сфере законодательства о выборах находится в компетенции полиции».
В очередь!
В ситуации, когда происходит явная скупка голосов, и ничего не делается для того, чтобы это предотвратить, активисты «Яблока» из Совета ветеранов Петрозаводска взяли инициативу в свои руки. Остановить скупку они не могли, но могли попытаться хотя бы уменьшить ее масштабы. Они стали звонить своим знакомым, избирателям, поддерживающим кандидатов от карельского «Яблока». Те пришли, чтобы проголосовать, заняли очередь, и, когда подъехали очередные «отпускники», выяснилось, что проголосовать прям вот так сразу не получится. Надо посидеть и подождать. А ждать мнимые «избиратели» не любят. У кого-то трубы горят, кому-то просто надоело прятать лицо от камер фотографов – стыдно ведь. Не все дождались своей очереди. Вот так и приключилось в Петрозаводске, воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав (статья 141 Уголовного кодекса). Против Карасовой возбудили уголовное дело за… очередь!
Галина Егоровна Карасова, много лет возглавляющая городской Совет ветеранов, пользуется огромным уважением в Карелии. Она почетный гражданин Петрозаводска. Но при всех своих регалиях она еще и заместитель председателя карельского отделения партии «Яблоко», а это в наши дни и в нашей республике все равно, что большая мишень на спине. Пять лет лишения свободы – такую перспективу нарисовали Карасовой правоохранительные органы. Спустя два месяца после выборов Управление ФСБ Карелии бросило огромные силы на то, чтобы выбить нужную им информацию из пенсионерок, с которыми дружит и работает Галина Егоровна. Люди, пришедшие проголосовать досрочно за кандидатов от «Яблока» и занявшие очередь, вдруг стали соучастниками преступления, тогда как к тем, кто возил многочисленных сомнительных типов на участки, претензий нет.
Когда под подозрением в скупке голосов были проправительственные кандидаты, ФСБ почему-то не проявляла интереса к делу. Теперь вдруг все изменилось. Как пояснила нам пресс-служба ведомства, они исследуют финансовую составляющую деятельности Галины Карасовой. Позволим себе перевести всё на понятный язык: ФСБ ищет так называемую «черную кассу» Василия Попова. О ней и как все это связано со слухами о намерении Александра Худилайнена пойти на выборы губернатора мы поговорим в следующей публикации.
Напоследок заметим, что карельское Управление ФСБ никогда не принимало столь активного участия в политических процессах, пока кресло руководителя не занял Анатолий Анатольевич Серышев. Совпадение? Это станет ясно только после его ухода.