В центре внимания

Пять лет МВД преследовало директора строительной фирмы «Сана» за преступления, которых он не совершал

Пять лет назад эта история живо обсуждалась в карельских СМИ и активно поддерживалась сотрудниками МВД. Еще бы, ведь министр внутренних дел (тогда им был Игорь Алешин) сделал почти сенсационное заявление: МВД обокрали! Ни много ни мало на 80 миллионов рублей. И этот «подвиг» страж порядка приписал строительной фирме «Сана». Вскоре директора организации обвинили и в налоговых махинациях, и в незаконной предпринимательской деятельности, и в ограничении конкуренции, и даже в хищении чужого имущества… Казалось, карельская милиция нашла чуть ли не преступника века.

Это было в начале 2008 года. Сколько, думаете, уголовных дел из шести возбужденных дошло до суда? Ни одного! Дела, в которых фигурировало имя Анатолия Шмаеника, одно за другим были закрыты за отсутствием состава преступления. За предпринимателем признали право на реабилитацию.

Пять лет Шмаеника преследовали за преступления, которых он не совершал. Неужели главное – вовремя сделать громкие заявления, объявить о разоблачении опасных преступников и шагать дальше по служебной лестнице, а что дальше – не важно?

– Уже сменился третий министр МВД Карелии, третий прокурор Карелии, несчетное количество заместителей... Множество людей сделали карьеру, кто-то ушел на пенсию, кого-то выгнали из органов с позором, а мои дохлые дела прокуратура тянет, как чемодан без ручки, – заметил на недавно завершившемся в городском судебном процессе Анатолий Шмаеник.

В суд предприниматель обратился для того, чтобы взыскать с государства материальный вред, причиненный ему годами уголовного преследования.

Предыстория

Напомним: в конце 2007 года МВД потребовало от «Саны» 11 миллионов рублей и 2000 квадратных метров жилой площади. Эти метры, по мнению сотрудников ведомства, министерство недополучило из-за «незаконного» договора, заключенного некогда между «Саной» и МВД. Директор «Саны» Анатолий Шмаеник уверял: его фирма свои обязательства выполнила, а претензии министерства скорее напоминают вымогательство. Следственный комитет, куда Анатолий Шмаеник обратился с заявлением по этому поводу, признаков состава преступления в действиях сотрудников МВД не выявил, однако посчитал их требования и в самом деле незаконными.

– Раз требования сотрудников МВД признаны незаконными, почему их нельзя привлечь к уголовной ответственности? – интересовались мы тогда у руководителя Следственного управления СК.

И получили ответ: «За требования – нельзя. Можно говорить, что такое поведение сотрудников министерства неэтично, позорно, что оно компрометирует службу, подрывает ее престиж и доверие к ней людей. Это все так, но уголовно ненаказуемо. Может быть, есть основания как-то пожурить руководителей министерства. Они – должностные лица и не должны нарушать даже этических правил. Здесь еще можно было бы говорить о самоуправстве, если бы действия сотрудников милиции причинили Шмаенику существенный вред. А какой вред они ему причинили? Он же деньги не отдал».

Деньги предприниматель министерству действительно тогда не отдал. Именно после этого и начали появляться различные уголовные дела, в которых фигурировали имя Шмаеника и название его предприятия.

Увольнение

Благодаря красноречивости тогдашнего министра МВД Карелии и скорости, с которой СМИ разносили по республике информацию о «преступных подвигах» Шмаеника, процветающему строительному предприятию последнего пришлось ой как несладко. Тогда было принято, казалось, единственно верное и возможное решение – уходить.

– Решение об увольнении Анатолия Александровича принимал лично я, – пояснил на суде учредитель предприятия Александр Свидский. – Это было вызвано двумя главными причинами. Во-первых, мы – строительная организация. От спроса на жилье и доверия покупателей в нашей работе зависит очень многое, можно сказать, все. Некоторые СМИ без суда и следствия объявили Шмаеника мошенником, и данное стечение обстоятельств однозначно просто-напросто разрушало организацию. Я имею в виду, что мы теряли доверие тех людей, которые вкладывали деньги в строительство. Второй момент – это психологическое состояние человека, все мысли которого заняты тем, как построить свою защиту; человека, которого с утра до вечера таскают на следственные действия, бесконечные выемки, суды… Вообще-то нужно было уволить его раньше (практически год Анатолий Александрович еще пытался совмещать работу и борьбу за свое честное имя. – Прим. авт.), потому что выполнять свои функции он уже давно не мог.

Казалось бы, все понятно. Даже странно, что представители прокуратуры и Министерства финансов не поняли и не приняли эти доводы. Они, как заговоренные, твердили в суде, что не видят причинно-следственной связи между уголовным преследованием и увольнением человека. И сколько бы Анатолий Шмаеник ни просил этих людей объяснить ему, каким образом он должен был исполнять обязанности директора, руководя коллективом в четыре сотни человек, и одновременно работать со следствием по шести уголовным делам, ответа так и не добился. Зато, аргументируя свое заявление о том, что Шмаенику не было никакой необходимости увольняться с работы, прокурор выдал:

– Вы могли, например, взять отпуск за свой счет…

Правда? Видимо, представитель закона не в курсе, что закон не позволяет брать такой отпуск более чем на две недели в год. Кто бы его предоставил на несколько лет?

Честно говоря, от реплик прокурора вообще сложилось странное впечатление. В какой-то момент он предположил, что Шмаенику вовсе не обязательно было отлучаться с рабочего места для того, чтобы отбиваться от растущих, как грибы, уголовных дел: у него же был адвокат.

– Речь идет об уголовных делах, в которых адвокат не может участвовать вместо заявителя, он может лишь оказать правовую помощь. Не более того, – напомнил защитник работнику прокуратуры. – Не может адвокат подменять собой лицо, привлеченное к ответственности, поэтому говорить о том, что адвокат оказывал правовую помощь, и этого достаточно – лукавство.

– Допросы в качестве свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, процессуальные действия по ознакомлению с актами надзорных органов, с постановлениями о назначении экспертиз, ознакомления с самими экспертизами (а это серьезные сметные и бухгалтерские документы) – это отнимало большую часть рабочего времени, – пытался донести до суда Шмаеник.

Анатолий Александрович подсчитал: если внимательно знакомиться с делом (35 томов по 200-250 страниц каждый), снимать копии с документов, то в среднем можно прочесть в день около 50-70 страниц. Это значит, что только на чтение у него должно было уйти 133 рабочих дня – более шести месяцев.

Работа адвоката

Понятно, что прокурор «отбивал» государственные финансы, доказывая суду, что не стоит возмещать Шмаенику утраченную заработную плату. Однако, как верно заметил заявитель, прояви сотрудники данного ведомства подобное рвение при расследовании уголовных дел в отношении него, этот вопрос сейчас вообще не стоял бы:

– Если бы прокуратура хоть один раз прочла дела на стадии их возбуждения, не было бы ни пяти лет преследования, ни этого процесса. Вот тогда вы имели бы право говорить мне, что нужно было делать: увольняться или уходить в отпуск. Но прокуратура, которой положено надзирать за процессом, все эти годы лишь откровенно способствовала этому правовому беспределу.

Так или иначе, прокурор признал за Анатолием Шмаеником право на реабилитацию и согласился, что тот имеет право на возмещение материального вреда. Правда, вредом от всего уголовного преследования счел почему-то только оплату услуг адвоката, которые обошлись заявителю более чем в полмиллиона рублей. Пять лет и более 500 тысяч рублей понадобилось предпринимателю для того, чтобы доказать безосновательность предъявляемых ему претензий. Хорошо, что бывший директор ЗАО «Сана» смог позволить себе такую защиту. А если бы нет? А если бы человек просто не выдержал ежедневного прессинга?

Адвокат Анатолия Шмаеника вспоминает, что все годы, пока длилось следствие по уголовным делам, касающимся его заявителя, стражи порядка были не слишком великодушны к директору «Саны»:

– Когда Шмаенику понадобилась операция в травматологии, а его из-за отсутствия платных палат в отделении положили в хирургию, в рамках дела даже проверка была проведена: оправданно ли все это было, не уклоняется ли он от следствия… Когда Анатолий Александрович разорвал связки и ему поставили жесткий гипс, приходили крепкие парни и на руках тащили его на второй этаж в Следственное управление МВД, чтобы он читал материалы уголовного дела… В деле было два тома экономической экспертизы. Мы просили дать нам возможность сфотографировать. А в ответ слышали: «Не положено. Знакомьтесь здесь». Позже действия сотрудников МВД были признаны незаконными, но для этого же нужно было сходить в суд... Мы просили: «Дайте возможность человеку нормально сесть за стол и читать дело». «Нет, – отвечали нам в МВД. – У нас для вас места нет. Садитесь с торца стола». Это было просто издевательство.

Служебного расследования не будет

– Минфину было бы не лишним узнать, сколько бюджетных денег потрачено за пять лет следователями, прокурорами, экспертами, оперативными работниками и прочими для того, чтобы после сорока томов поставить точку и написать: невиновен, – заметил в суде Анатолий Шмаеник.

Нам не известно, о какой цифре идет речь. Но смеем предположить, что 500 с лишним тысяч рублей (а именно столько, с учетом инфляции, суд постановил выплатить бывшему директору ЗАО «Сана») – уже немалая сумма, которую государство, будь его представители более внимательны и ответственны за свои решения, могли бы истратить с гораздо большей для населения пользой. А ведь это только материальный вред. Суд по возмещению морального вреда, а на него Анатолий Александрович тоже имеет законное право, еще впереди. И ничего. Никого в том же МВД и прокуратуре это не смущает. И привлекать за потраченные впустую государством деньги никто никого не собирается.

Мы обратились в карельское МВД с вопросом: будет ли служебное расследование? И знаете, не будет. Ни расследования, ни наказания виновных. «Нет оснований, – ответили нам в Министерстве внутренних дел Карелии. – Расследование произведено сотрудниками МВД по Республике Карелия объективно и в полном объеме».

В полном объеме – никто не спорит. Но ведь впустую… Да и самое неприятное: чуть жизнь человеку не поломали, а совесть у всех молчит, спят спокойно.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram