В центре внимания

Сделано в Карелии: предприятие производит уникальные гусеницы, не имеющие аналогов в мире

Мы очень любим рассказывать о предприятиях, которые основаны и успешно работают в родной Карелии. К сожалению, с годами таких остается все меньше и меньше. Сегодня идем на экскурсию на производство, о котором в Петрозаводске мало кто знает. А повод для гордости серьезный – оказывается, у нас в городе изготавливают гусеницы, у которых нет мировых аналогов. Надо знать!

Рассказывает Андрей Козин, генеральный директор компании «Форвардер»:

— С 2000 года активно работали со шведами, продвигали их бренды в России. Я много ездил по Швеции. Учился там в 2001-м, а до этого еще проходил стажировку в Канаде. Это дало понимание интернационального бизнеса, производства, у них есть чему поучиться. Хотя то, что зарубежные компании работают безупречно, – это миф. Мы неоднократно сталкивались и с браком в продукции, и с нарушениями сроков поставок, и с тем, что слово и договоренности не имеют значения. Например, у фирмы «Гремо», чью продукцию мы продавали, девиз для дилеров и сотрудников: «Мы одна семья». В кризисный 2009 год попросили помощь, чтобы сохранить сервисную службу, и получили ответ: «Мы, конечно, одна семья, но пошел ты лесом». Патриотизма сразу прибавилось.

Мы много сил вложили в раскрутку шведских брендов – и это была ошибка. Дело оказалось очень затратным, все вложенные деньги и усилия испарились в кризис 2009-го, мы обанкротились. Созданный склад дорогих запасных частей стал металлоломом, сервис разбежался, средства, вложенные в обучение технических специалистов, пропали.

В числе прочей шведской продукции мы тогда продавали гусеницы для харвестеров и форвардеров, на тот момент этот сектор рынка в России на 100% принадлежал шведским компаниям. Появились собственные технические идеи, которые после испытаний я запатентовал. В 2012—2013 годах обанкротилась ОАО «Кондопога», лесной сектор на Северо-Западе снова упал. Тогда и было принято решение полностью отказаться от продаж импортного оборудования и воплотить свои разработки в производстве. Так появился новый бренд лесных гусениц Timbertrack. То есть мы занялись импортозамещающим производством машиностроительной и инновационной продукции за 2-3 года до того, когда об этом заговорили на уровне правительства.

Государственная политика у нас бездарная – лесное машиностроение убили. И объявленный в 2005—2006 годах курс на кредитование физлиц, который якобы оживит рынок, ошибочен, сейчас это всем очевидно. Вместо стимулирования рынка население загнали в долговые ямы. Надо было поддерживать и кредитовать производство. А производить сейчас выгодно – в кризис можно купить новое оборудование за 20-50% от его стоимости! Отслеживаю сайт объявлений, очень люблю покупать различные станки.

Гуляем по просторным цехам на ул. Зайцева: 1200 кв. м, 20 специалистов, шум станков и сверкающая сварка… Надежные рабочие руки сегодня – это дефицит.

— Особенно не хватает токарей, фрезеровщиков, — продолжает рассказ Андрей. — Пришел выпускник училища по специальности «сварщик», мы дали ему элементарное для профессионала задание сварить конструкцию из швеллера. А он спрашивает: «Что такое швеллер?». Я был в шоке.

Гусеницы Timbertrack подходят для любой импортной техники: John Deere, Ponnse, Komatsu, Ecolog. По цене дешевле шведских на 30-40% и служат в полтора-два раза дольше за счет запатентованной системы смазки.

— Внедрены три патента, и еще есть чем удивить потребителей, — говорит Андрей. — Все в 2019 году повышают цены в связи с НДС, а мы снизим их на 30% в ближайшее время: придумали новую технологию. Снова патентуем. Самое забавное, что мы боремся со шведами, используя шведскую сталь. Российская сталь нестабильна по качеству.

География у наших поставок широкая, фактически вся России. Взяток мы принципиально не даем, добиваемся успеха честно. Летом принимали участие в тендере RFP Group на Дальнем Востоке, на поставку 52 комплектов гусениц, сделали очень выгодное предложение в рублях. По итогам тендер оказался мутным, торги на официальной площадке отменили, выиграл поставщик гусениц низкого качества с явно завышенной ценой.

А мы летом отгружали продукцию на Камчатку, в Хабаровск, Красноярск и Томск, в Пермь, Киров, Тюмень, Нижний Новгород, Кострому и даже в Беларусь. Есть постоянные клиенты. А вот крупные холдинги нас игнорируют. ОАО «Кондопога», «Сегежа Групп», «Титан» в Архангельской области, «Илим Палп». С новой технологией мы планируем дать в марте розничную цену 360 тысяч рублей за комплект при цене шведских – 680 тысяч рублей, и срок эксплуатации у нашей продукции больше. Крупным холдингам уже очень сложно будет нас не замечать.

Наше предприятие – крайне энергоемкое. Литье, индукционный нагрев заготовок, термообработка, сварка… Только термических печей у нас 5 штук, от 40 до 100 кВт. Очень большой расход электроэнергии, стоимость ее сегодня высока. В этом плане мы надеемся на помощь со стороны правительства Карелии. Если будет поддержка и сможем снизить затраты на электричество в два раза, тогда производство будет развиваться с удвоенной скоростью.

— А какую еще поддержку хотелось бы получить от государства? — спрашиваем.

— Ох, за эти годы от государства столько наприлетало, что лишь бы не мешали работать, — отвечает Андрей. – Вот, например, взяли в цех парня-мигранта на работу. Работник хороший, ответственный. Пока он трудился, ввели требование – обязательное уведомление миграционной службы о таком сотруднике, мы это прозевали. По программе поддержки малого бизнеса за это предприятию начисляют штраф 300 тысяч рублей. А знаете, как нам таможня один раз проверку устроила? Стандартная поставка, пошлины оплачены, фура со сталью въехала на склад временного хранения. Назначают проверку, и она начинается… с требования внести депозит на р/с таможни в размере 400 тысяч рублей. Потом идет проверка, если все в порядке – еще через месяц депозит возвращают. То есть ты еще не виноват, но на штраф переведи заранее и жди. Производство стоит, сталь не выпускают, мы платим за простой фуры. Ну это же беспредел какой-то! Объемы ввоза шведской стали растут, решили увеличить сумму паспорта сделки, что может быть проще? Мы МЕСЯЦ согласовывали с валютным контролем Россельхозбанка, цех опять не работает, станки красим. Декларируется поддержка малого бизнеса, по факту идет его уничтожение.

Регион Йоэнсуу предлагает перенести производство туда, обещают серьезную поддержку, у них для этого есть агентство регионального развития Josek. Дешевые кредиты, бесплатный бухучет, другие преференции. Но очень хочется, чтобы производственным центром продолжал оставаться Петрозаводск. Ждем прихода сюда белорусского концерна «Амкодор», они планируют собирать 1000 лесных машин в год, для этого им потребуется 1000 комплектов наших гусениц. Это знаете, Магомед едет к горе :)

Отдаленная цель – стать поставщиком гусениц заводу John Deere в Йоэнсуу, это клиент № 1 в мире для производителей лесных гусениц. Наши патенты уникальны, почему бы нет? Производство многих видов продукции в России сейчас дешевле, чем в Китае, технические решения не имеют аналогов.

— При таком количестве проблем как со стрессом боретесь, где берете силы продолжать работу? 

— Никак не борюсь. Стресс возникает от проблем и неудач, а они в России идут потоком. Было когда то озарение, что поток проблем – это и есть норма. Вот когда что то получилось – это уже исключение из правил, это радость... Так и живем. Все в норме, а иногда – радость. Творчество, любовь, созерцание – бесконечные источники энергии. В общем, надо перевернуть систему координат и просто работать.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram