В центре внимания

Троллейбусный вопрос: хроника событий

Система троллейбусного транспорта в Петрозаводске заработала 5 сентября 1961 года. Первыми пассажирами троллейбуса №1 стали школьники, отличившиеся на сборе металлолома. Билет стоил 4 копейки. С тех пор троллейбусы превратились в один из символов столицы Карелии. Однако в свете последних событий есть доля вероятности, что и этот символ, как многие другие, мы потеряем. Давайте вспомним историю «троллейбусного вопроса», начиная с момента появления в республике нового губернатора – Александра Худилайнена. Едва вступив в должность, глава заявил, что на смену троллейбусам в Петрозаводске должны прийти частные перевозчики.

«Не нужно изобретать велосипед»

— Почти все страны Европы уже отказались от троллейбусов как экономически невыгодного транспорта, — заявил Худилайнен. – Зачем дотировать Троллейбусное управление только потому, что люди привыкли к троллейбусам? …Все уже выстроено, не нужно изобретать велосипед. Большинство стран Европы уже отказалось от троллейбусов.

Глава республики отметил, что на дотацию, выделяемую Троллейбусному управлению, можно заасфальтировать три проспекта Ленина и пустить по новой дороге транспорт частных перевозчиков.

Однако петрозаводская общественность не поддержала губернатора. Худилайнену было указано, что ни в одном из российских регионов (а всего в Российской Федерации действует порядка 85 троллейбусных систем), губернаторы не ставят под сомнение целесообразность, важность, экологическую эффективность и социальную значимость троллейбусных пассажирских перевозок.

— Мы понимаем, что человек вы в Петрозаводске новый, а ни в Ленобласти вообще, ни в Гатчине в частности, троллейбусов никогда не водилось. Поэтому – не надо ничего решать сгоряча, — написали в открытом письме Худилайнену.

Гости из Питера

Александр Петрович взял задний ход. На словах. На деле же довольно быстро стало понятно, какие именно частные перевозчики, которые должны прийти в Карелию, имелись в виду. Накануне выборов мэра Петрозаводска, когда, по мнению многих, Николай Левин уже не был самостоятельной политической фигурой, из столицы Карелии вытеснили местных перевозчиков. Им на смену пришли «гости из Санкт-Петербурга», филиалы холдинга «Питеравто». Конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске был организован на таких условиях, что у местных предприятий практически не было шансов его выиграть.

Вскоре Левин подписал постановление о повышении платы за проезд – до 24 рублей. Он одобрил повышение стоимости проезда в автобусах новым компаниям, тогда как местные фирмы готовы были возить людей за 15 рублей. Если бы мэром Петрозаводска не стала Галина Ширшина, наверное, мы бы все уже сейчас ездили в маршрутках за 24 рубля.

Новая надежда

При отсутствии здоровой конкуренции Троллейбусное управление переживало не лучшие времена. Конкурировать с автобусами, некоторые из которых дублировали маршруты троллейбусов, было сложно. Росли долги, предприятие получило предупреждение от электроснабжающей организации о введении ограничения режима потребления электроэнергии, судебные приставы арестовали 15 троллейбусов. В МУП «Городской транспорт» ввели процедуру наблюдения, появился арбитражный управляющий.

В конце 2013 года исполняющий обязанности директора МУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев подписал приказ, согласно которому в Петрозаводске стоимость проезда в троллейбусе снижается с 17 до 10 рублей. Инициатором этого решения выступила мэр Петрозаводска Галина Ширшина. Идея была подкреплена расчетами экономической службы предприятия, подталкивающими к выводу: снижение стоимости проезда приведет к увеличению пассажиропотока и росту доходов предприятия.

С 1 января троллейбусы в столице Карелии вышли на маршруты с новой ценой билета – 10 рублей. Первые же две недели эксперимента показали, что решение о снижении стоимости проезда вполне жизнеспособно. Доходы по сравнению с тем же периодом 2013 года увеличились на 13 процентов, почти в два раза вырос пассажиропоток. Началось экономическое оздоровление предприятия.

Само собой, появление реального конкурента не пришлось по вкусу питерским фирмам-перевозчикам. Фактически они встали перед выбором: либо терять пассажиров, либо снижать цену проезда в своих автобусах. Ответные меры не заставили себя долго ждать. 17 января автобусы просто не вышли на маршруты. Только благодаря троллейбусам и такси горожане смогли попасть на работу.

Попытка устроить транспортный коллапс в Петрозаводске провалилась, и маршрутчики решили зайти с другого фланга. В ход пошла политика. Тема понижения стоимости проезда в троллейбусах «вдруг» оказалась больной для депутатов «Единой России». На официальном сайте партии появилось аж три заметки по поводу инициативы Ширшиной.

— Идет просто плановый рейдерский захват предприятий общественного транспорта при поддержке административного ресурса со стороны мэрии Петрозаводска, — заявил депутат Геннадий Боднарчук, лидер проправительственной фракции в Петросовете, построивший свой бизнес как раз на автобусных перевозках. По мнению Боднарчука, забастовка водителей автобусов в Петрозаводске была использована как предлог для расторжения договоров с частными предприятиями, с тем, чтобы объявить новые конкурсы и «завести» в сферу пассажирских перевозок «нужные» компании.

— Инициатива команды мэра Петрозаводска по снижению цен на проезд в троллейбусах сама по себе была хорошей. Но благими намерениями, как известно, выстелен путь в ад, — высказался заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, единоросс Сергей Тен. – В результате данных действий в городе ухудшилась транспортная ситуация, произошел транспортный коллапс.

Также судьбой Петрозаводска неожиданно обеспокоился один из самых богатых депутатов Госдумы, руководитель Северо-Западного межрегионального координационного совета «Единой России» Сергей Петров: «Мне звонили избиратели, они в шоке».

Чтобы получить «выгодный» комментарий депутатов Госдумы, надо задействовать серьезный властный ресурс. Какой именно – догадаться совсем не сложно.

Встреча в правительстве

На последней сессии Петросовета значительная часть депутатов не проголосовала за предоставление субсидии муниципальному предприятию «Городской транспорт» на период с 1 мая по 31 декабря 2014 года. Эта дотация для социально важного предприятия является постоянной, плановой и заложена в бюджет. На депутатских комиссиях выделение субсидии было одобрено. Против проголосовали лишь несколько депутатов, занимающихся автоперевозками и представляющими «маршрутное лобби» — включая лидера проправительственной фракции в Петросовете, депутата от «Единой России» Геннадия Боднарчука (кстати, сам из перевозчиков). Однако накануне сессии, вечером, порядка 15 депутатов позвали в правительство. С ними провели беседу заместитель губернатора Юрий Шабанов и замглавы администрации правительства, питерец Олег Дежуров. После этого разговора депутаты изменили свое решение по вопросу и проголосовали против предоставления социально важной субсидии.

Оставшись без дотации, Троллейбусному управлению не оставалось ничего, кроме как отменить проездные и объявить о повышении стоимости проезда до 17 рублей. Предприятие, перед которыми только-только забрезжили светлые перспективы, вновь оказалось на пороге банкротства. Но пострадает не только оно. Под угрозой оказались все петрозаводчане. Одних маршрутных автобусов недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности города.

Митинг

Если разбираться в причинах возникшего транспортного кризиса в Петрозаводске, то, конечно, проще всего попытаться свалить вину на «зарвавшихся бизнесменов» и «никудышных управленцев». Первые якобы думают только о своей прибыли, вторые не умеют считать. Но на самом деле, как нам кажется, интрига куда тоньше. Мы – свидетели политической игры, и ведется она в том числе и из здания, расположенного по адресу: пр.Ленина, 19. Оттуда, куда не так давно, вызывали группу депутатов Петросовета для беседы. Оттуда, где сидит губернатор, предложивший в свое время отказаться от троллейбусов и отдать маршруты частникам.

Не удивительно, что именно возле здания правительства 14 мая пройдет митинг, организованный Советом ветеранов Петрозаводска.

— Важно понимать источник проблемы, — отметила в беседе с корреспондентом «Губернiи Daily» председатель Совета ветеранов Петрозаводска Галина Карасова. – Это не Ширшина, это депутаты, заинтересованные в повышении прибыли маршрутчиков, действующие, как я считаю, при поддержке Правительства Республики Карелия.

Акция протеста заявлена на три тысячи участников. Возможно, придет и больше горожан. Кажется, сейчас нам всем есть за что побороться.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram