Завтра не наступит никогда: предсказуемость Парфенчикова и самостоятельность Ульянова на губернаторских выборах могут вывести избирательную кампанию во второй тур
27 июля Центризбирком Карелии завершил прием документов для регистрации кандидатов на выборах главы республики. Из 13 претендентов, ранее заявивших о своем намерении баллотироваться в губернаторы, до процедуры регистрации дошли лишь восемь. Причем один из восьми, представитель партии «Новые люди», как считают эксперты, не пройдет эту процедуру по причине некомплекта подписей муниципальных депутатов.
Остальные подтвердили преодоление муниципального фильтра, предоставив в ЦИК необходимое количество подписей в свою поддержку. Таким образом, в бюллетенях для голосования будут присутствовать семь кандидатур. Это Артур Парфенчиков («Единая Россия»), Евгений Ульянов (КПРФ), Дмитрий Фабрикантов (Партия Роста), Андрей Рогалевич («Справедливая Россия – За правду!»), Анатолий Дударин (Демократическая партия РФ), Валерий Таборов (Партия пенсионеров), Иван Кадаяс («Родина»).
Вместе с подписями муниципальных депутатов и глав кандидаты предоставляли в ЦИК и свои кандидатуры в Совет Федерации. По закону каждый из претендентов на должность главы республики мог назвать по три фамилии возможных членов СовФеда. Из обобщенного кандидатского списка потенциальных сенаторов безусловно выделяются две кандидатуры.
Первая — предложенная действующим главой Карелии Парфенчиковым кандидатура Владимира Чижова, в настоящий момент занимающего должность постоянного представителя РФ в Евросоюзе. Его появление в списке потенциальных сенаторов от Карелии отражает изменившийся статус республики в контексте внешнеполитических процессов.
Вторая — кандидатура депутата республиканского парламента Марии Гоголевой, внесенная главным коммунистом Карелии Евгением Ульяновым. Это уже сугубо внутриполитическая история. Причем иллюстрирует она как заявленную на федеральном уровне Геннадием Зюгановым и Сергеем Мироновым перспективу объединения двух партий (Гоголева — член «Справедливой России», а выдвигается в сенаторы кандидатом от КПРФ); так и давно назревшую на региональном уровне необходимость консолидации представителей системной оппозиции.
Причем прямые последствия для нынешней избирательной кампании имеет лишь выдвижение Гоголевой. В случае с кандидатом Парфенчиковым появление в его списке сенаторов Владимира Чижова никак не отразилось ни на популярности действующего главы республики, ни на изменении в расстановке политических сил. Глава Карелии лишь еще раз подтвердил свою системность в рамках вертикали власти и закономерную несамостоятельность в принятии решений.
В случае с Ульяновым всё с точностью до наоборот. Выдвижение Гоголевой может свидетельствовать, во-первых, о самостоятельности Ульянова или, по крайней мере, об умении им чутко улавливать внутрипартийные политические веяния (Гоголеву выдвинули за день до знакового заявления лидера КПРФ Геннадия Зюганова о возможности объединения КПРФ и СР). Во-вторых, выдвижение Гоголевой в сенаторы говорит о том, что политический ландшафт в республике резко меняется. И если уже сегодня коммунист Ульянов может рассчитывать на большую часть голосов карельских справороссов, завтра для ряда местных политиков может не наступить никогда.
К слову сказать, в экспертном сообществе уже активно обсуждается, как «вполне возможный» вариант снятия с предвыборной гонки кандидата от «Справедливой России» с дальнейшей консолидацией сил вокруг кандидата от КПРФ. А это делает вполне перспективным вариант со вторым туром выборов, где результат может оказаться совсем не в пользу действующего главы республики.
Андрей Васильев