В центре внимания

«Здесь катастрофа». Житель Петрозаводска уже месяц убирает мазут на черноморском пляже

Фото: личный архив волонтера

Тысячи волонтеров со всей страны съехались убирать от мазута черноморские пляжи. Петрозаводчанин Роман Морра, который трудится под Анапой уже почти месяц, рассказал нам о трудностях и масштабах катастрофы. По оценке волонтера, последствия разлива нефти придется убирать, возможно, много лет, и ближайший туристический сезон в Анапе под большим вопросом.

Я работаю на Бугазской косе, которая находится недалеко от станицы Благовещенская, в штабе добровольцев «Шлагбаум». До этого масштабного опыта волонтерства у меня не было, разве что немного локальной зоозащиты — ездили с друзьями в собачьи приюты: кормили, выгуливали, старались пристроить. Когда-то в рамках практики в университете (ПетрГУ, соцфак) кормил бездомных, но это рассматриваю не как волонтерство, а как практику во время учебы.

Почему я поехал в Краснодарский край? Потому что здесь действительно катастрофа! Просто нельзя было не поехать. Сейчас я временно не работаю, поэтому возникла такая возможность.

Спустя три недели спектр моих работ расширился, я выполняю много организационной работы. Мой рабочий день начинается в 7:30 утра. С утра я подготавливаю штаб: приезжают люди, надо их одеть, обуть, дать инструктаж. Потом вместе с товарищем Ильей, с которым познакомились здесь же всего неделю назад (что не помешало нам уже стать добрыми друзьями), на тракторе едем собирать мешки с мазутом, собираем их часа три. Мешки очень тяжелые, по 30-50 килограммов. Работа физически очень тяжелая. У меня часто болит поясница, опухли суставы на пальцах. Недавно нам заказали пояса тяжеловесные, будем скоро  приседать, как качки.

После уборки мешков я возвращаюсь в штаб на обед, затем беру группу новобранцев, вывожу их на пляж и показываю, как убирать мазут. У меня бывают группы от 10 до 30 человек. Когда совмещаешь организацию процесса с уборкой мазута, это в разы тяжелее: надо и грести мазут, и одновременно следить за всеми. Также я стараюсь организовывать трансфер для своих ребят от отеля, где мы остановились до штаба. Большое спасибо за доверие гостинице «Дельмар» в станице Благовещенская за доверие и возможность расселять новых волонтеров в 5 из 30 номеров. Достаточно широкий спектр административной работы стараюсь по возможности взять на себя, так как многие аспекты организации процесса виднее «из поля».

Но было бы странно жаловаться, ведь это ценный опыт, и я добровольно и по зову сердца стараюсь сделать максимум того, что в моих силах. Хотел бы добавить, что трудно переоценить работу ребят-координаторов, без которых «Шлагбаума» вообще бы не случилось. Это просто какие-то невероятные космические люди, и дело тут совсем не в том, что мы выглядим как космонавты в своих белых скафандрах.

Волонтерам выдают специальные защитные костюмы, респираторы, перчатки. Но работать в таком одеянии довольно тяжело, сильно потеешь. Поэтому когда убираешь мешки, иногда снимаешь маску. И я несколько раз уже травился парами мазута. Ощущения неприятные, как будто с сильного похмелья. Волонтерам дают специальный абсорбент против мазута, поэтому негативных последствий для здоровья я не ощущаю.

Волонтеры сами оплачивают проезд до Краснодарского края, а также ежедневный проезд до места уборки, хотя чаще всего получается еще с вечера организовать трансфер силами автоволонтеров, за что им честь и хвала. Всем остальным тебя обеспечивают: выдают экипировку, кормят (и хорошо кормят!), помогают с гостиницами, выдают буквально всё необходимое, от лекарств до футболок. Я живу в гостинице «Дельмар» в станице Благовещенская, которую владелец Филипп Александрович предоставил для размещения волонтеров безвозмездно. Бесконечное спасибо ему за это! Зарплаты никакой у волонтеров нет. Ты здесь не зарабатываешь, но и толком не тратишь.

По факту не удалось очистить ни километра пляжа, потому что выбросы происходят постоянно. Ты зачистил кусок пляжа, прошел шторм — и этот кусок снова загажен мазутом, и ты снова убираешь. Наш участок пляжа около 20 км. Но в общей сложности можно сказать, что нам удалось очистить 100+ километров.

Мешки с пляжа вывозят утром и вечером, в тракторы загружают, потом в КамАЗы, потом вывозят в Воскресенск на временный полигон. Нельзя просто взять и срезать техникой слой песка, потому что косы тогда не останется.

Птиц мы не моем, но регулярно видим мертвых животных. Дважды я видел мертвых дельфинов, зрелище ужасное. Когда ты видишь животных в мазуте и понимаешь, что это дело рук человека, то это сильно бьет по голове. Недавно мы достали 60 мертвых птиц в мазуте из лимана, зрелище угнетающее. Мазутных птиц везут мыть в Анапу, это в 35 километрах от нас, но обычно процент выживаемость таких птиц невысокий — около 30%.

Планирую здесь пробыть до 25 января. Потом мне надо будет съездить в Москву. А затем я хочу вернуться, чтобы продолжить решать наши задачи. Есть ощущение, что работа растянется  на несколько лет. И я собираюсь продолжить работать, не знаю пока, сколько времени, но пока у меня сильное желание продолжать наше важное дело.

Экологи говорят, что пройдут десятилетия, прежде чем экосистема полностью восстановится. Местные власти оптимистично уверяют, что туристическому сезону в Анапе быть и мазута осталось чуть-чуть. Но я, если честно, не представляю туристов здесь в ближайшее время.  Мазута очень много, и на жаре он будет испаряться. Здесь катастрофа! Если убирать такими темпами, как сейчас, то туристического сезона не будет.

Сейчас ежедневно над очисткой нашего пляжа трудится примерно 300-500 человек. Но когда я приехал, только через штаб «Шлагбаум» в день проходило до 1 500 человек! Суммарно же в области в день работают тысячи полторы. Приехали совершенно разные люди со всей страны, совершенно разных профессий. Это и удаленщики, и фрилансеры, и веганы, это абсолютно разные люди. Случайных людей здесь очень мало. По большей части это удивительное комьюнити: много людей делают одну работу не за деньги, а по убеждениям и для достижения единой цели. И это совершенно потрясающее, волшебное чувство единения людей. Несмотря на то, что я физически и морально вымотан, я заряжен этой необыкновенной энергией. Когда ты видишь, что есть результат твоей работы, и понимаешь, что ты лично можешь влиять на него, это бодрит и воодушевляет. У меня ощущение, что я оказался в нужном месте, и имею какую-то миссию. Для меня это своего рода миссионерство.

Роман ведет телеграм-канал о своей работе на черноморском побережье, почитать можно по ссылке. Также оставляем ссылку на телеграм-канал штаба «Шлагбаум».

Как помочь? 

Можно стать волонтером: убирать мазут с пляжа и спасать пострадавших животных. Важная информация для добровольцев опубликована в чатах «Разлив нефти в Черном море» и «Анапа. Волонтеры моря». Также можно подать заявку на платформе «Добро.ру».

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram