Своё дело

Директор Олонецкого молочного комбината Василий Попов: «Конкуренты – это вызов, а не проблема»

Василий Попов – не редкий гость на нашем сайте. Но сегодня лидер карельских «яблочников» будет говорить не о политике, а о своем деле. Вот уже 11 лет Попов – директор Олонецкого молочного комбината. Почитать о том, как поднять предприятие и сделать его конкурентоспособным и успешным, будет полезно каждому. Попов делится своей философией предпринимательства, отвечает на вопрос, должно ли государство помогать бизнесу, и рассказывает о том, что ради хорошего дела не грех и топором помахать. Читаем!

Всё началось больше 15 лет назад. Я впервые оказался в Олонце – приехал на собрание предпринимателей, даже не помню, по какому вопросу. Там ко мне, руководителю крупной розничной сети «Ленторг», подошла начальница отдела сбыта Олонецкого молочного завода и сказала: «Наш директор хотел бы с вами встретиться». Мы побеседовали и договорились о начале сотрудничества.

На рынке тогда господствовало «Славмо», крупное предприятие и мощный бренд. Конкурентов ему просто не виделось. «Славмо» как раз пришло в Олонец и открыло там свой магазин. Олонецкий молочный завод в свою очередь попытался выйти на петрозаводский рынок. Но на тот момент предприятие еще выпускало продукцию в бутылках и только-только начинало переходить на упаковку Tetra Pak.

Олонецкий молочный завод находился в очень сложном финансовом состоянии. Долги, задержки заработной платы – проблемы были со всем. Помню, я оказался на собрании акционеров в качестве партнера, и директор в своем докладе сказал, что год был успешным, потому что убытки намного меньше, чем в прошлом году. Я еще про себя это отметил: мол, надо же, какие странные критерии успешности.

В конце концов Олонецкий молочный завод обанкротился. Часть акционеров и поставщиков молока создали на его основе Олонецкий молочный комбинат, арендовав имущество и оборудование. На коллектив грех было жаловаться – все хотели работать. Проблема заключалась в другом: не было доверия к предприятию со стороны совхозов, поставлявших сырье, не хватало покупателей. Да и производственные мощности в силу финансовых обстоятельств находились в плачевном состоянии.

Первое, что нужно было сделать, – найти рынок сбыта и деньги на поддержание и развитие хозяйства. Эта проблема была решена при помощи нового партнера – торговой сети «Ленторг». «Ленторг» создал специальные отделы продукции ОМК, взял на себя вопросы продвижения бренда и обеспечил платежи, которые помогли комбинату почувствовать себя финансово устойчивым, расплачиваться за сырье, получать прибыль и покупать новое оборудование. Процесс пошел. Встретились две системы: одна – здоровая, с бережным отношением к качеству, но немного устаревшая, и другая – динамично развивающееся предприятие из Петрозаводска с современными подходами к рекламе, логистике, производству. Это партнерство привело к успешному союзу.

Сформировать новый бренд и вывести его на петрозаводский рынок оказалось не так уж и сложно. Хотя это и не было быстрым процессом, всё заняло несколько лет. Главное, что мы правильно выбрали нишу: натуральная продукция, изготавливаемая из живого молока. Сырье было высокого качества, потому что олонецкие совхозы располагались в 5-10 километрах от комбината.

Качество свежего молока ухудшается, если его долго везти. Когда сырье проделывает до завода 200-300 километров, это сказывается на нём не лучшим образом. У нас же свежее молоко преодолевает путь в 5-10 километров, оказывается на заводе, сразу же перерабатывается и попадает в магазины. Путь «от коровы до прилавка» занимает меньше суток.

Технологии производства на Олонецком молочном комбинате остались прежними. Что изменилось – на смену отечественному оборудованию пришло современное импортное, позволяющее делать более качественную продукцию. Но принципы изготовления сметаны или, скажем, творога применяются такие же, как и 100 лет назад, когда всё делалось вручную.

Мы работаем с самыми простыми рецептами. Никаких ароматизаторов и загустителей. Одно время покупатели жаловались на жидковатую сметану. Но пока не удалось купить оборудование, которое увеличивает густоту, мы предпочитали выпускать сметану пожиже, чем засыпать в нее загуститель. Мы сознательно взяли курс на уход от консервантов. Из-за коротких сроков реализации пришлось помучиться с налаживанием ежедневных поставок, но всё получилось. Это дало результат – население полюбило продукцию из живого молока, без консервантов, сделанную по простым рецептам.

Формируя бренд, мы провели хорошую рекламную кампанию. Особенно людям запомнились ролики, в которых снялись я и моя дочь Василиса. Ей было меньше трех лет, когда она снялась в рекламе олонецкого молока. Василису узнавали на улице, показывали на нее пальцем. Внучка моих знакомых никогда не пропускала рекламу Олонецкого молочного комбината перед просмотром «Спокойной ночи, малыши».

Сам я в рекламе и молоко пил, и дрова колол. В России есть немало актеров, которых знает вся страна. Карельские актеры, может, и не хуже, но лицо Попова было более узнаваемым. Я к тому времени успел побыть и мэром Олонецкого района, и председателем Петрозаводского городского Совета. Да и людям просто было интересно посмотреть на директора молочного комбината. Ролики эти хорошо попали в настроение и были настолько популярны, что ГТРК «Карелия» перестала ставить их в эфир задолго до очередных выборов. Дескать, они увеличивали доброжелательное отношение к Попову-политику.

У нас работают хорошие специалисты. Мой заместитель окончил Вологодский молочный институт. Мы даже приглашали экспертов из Голландии. Они полностью изучили наше производство и дали ценные рекомендации. Например, прилагать все усилия к поддержанию идеальной санитарной ситуации на предприятии, ведь это улучшает качество продукции. Эксперты также отметили, что мы выбрали правильный путь, сфокусировавшись на изготовлении натуральной продукции.

Продукция Олонецкого молочного комбината продается не только в «Ленторге», но и в «Сигме», «Лотосе», других магазинах. В Петрозаводске, Олонце, Кондопоге, в Питкярантском, Сортавальском районах и Ленинградской области, в Лодейном Поле. Если где-то нет нашей продукции, значит, там нам предложили невыполнимые условия по платежам или поставкам и сотрудничество невыгодно. Но, вообще, олонецкую молочку хорошо берут на реализацию, потому что она гарантирует наличие дополнительных покупателей. Есть люди, которые ориентируются именно на молоко и не ходят туда, где нет олонецкой продукции.

Мы не стремимся добиться того, чтобы продукция ОМК продавалась в любом ларьке. Важно следить за тем, чтобы продавцы соблюдали санитарные условия продажи. У нас ведь скоропорт! Где-то не смогут соблюсти температурный режим, продукция испортится, и кто-то потом будет рассказывать, что купил некачественный товар.

Многие сейчас жалуются, как тяжело бороться с федеральными брендами. На мой взгляд, успешность бизнеса – это не только вопрос неких объективных обстоятельств и наличия/отсутствия конкурентов. Это во многом вопрос психологии и философии. Если ты почему-то думаешь, что о твоем бизнесе должны заботиться другие дяди – государство, некие органы, то ты не предприниматель. Ты – чиновник, который почему-то оказался в должности директора предприятия. Еще в 1996 году, когда я попал в правительство на совещание работников торговли, меня поразили речи о том, что торговлю надо дотировать. Как так-то?

ОМК никогда не был предприятием, пытающимся спрятаться за широкую государственную спину и воспользоваться блатом. Каждая возникающая сложность, например, новые конкуренты, была вызовом, на который нужно либо ответить, либо проиграть. Можно сказать, что федеральные бренды мешают развиваться местным, а можно сказать иначе: они заставляют работать, улучшать качество продукции и биться за конкурентоспособность. Мы постоянно думаем о том, как сделать, чтобы наша продукция была более любима, чем продукция конкурентов. И с 1999 года объемы продукции на комбинате только росли. Мы не смотрим на конкурентов как на неизбежное зло. Если ты понимаешь, что успешность бизнеса – это только проблема тебя и твоего коллектива, тогда ты находишь выходы. Если же начинаешь думать про льготы, субсидии, ты становишься неконкурентоспособен и никакое государство не сможет тебя защитить.

Из года в год ОМК, являющийся стабильным, развивающимся предприятием, не попадает в отчеты правительства. Хотя, разумеется, он не может не указываться в олонецких выкладках, потому что это ключевой налогоплательщик в районе. К тому, что небольшие цеха с объемом продукции в 10-20 раз меньше попадают в отчеты правительства, а ОМК – нет, я и коллектив относимся с юмором. Знаю одно предприятие, на которое возят все делегации, министров, но при этом оно – абсолютно неуспешный бизнес с огромными проблемами, по оборотам близко не стоящее рядом с ОМК. Факт жизни. И что с того, что ты присутствуешь на всех выставках? Это ничего не дает. Какая разница, что там написано в правительственном отчете? Куда важнее, что продукцию Олонецкого молочного комбината знает вся Карелия.

________________________

P.S. 10 ноября стартовал розыгрыш миллиона рублей от «Ленторга». В этом году акция посвящена 15-летнему юбилею сотрудничества с Олонецким молочным комбинатом. Для участия необходимо приобрести дисконтную карту: во время розыгрыша ее стоимость снижена в 5 раз. Также весь ноябрь товары в «Ленторге» – по рекордно низким ценам. Обладатель миллиона будет определен по номеру дисконтной карты.

* Срок проведения акции с 10 по 30 ноября 2014 года.

* Информацию об организаторе розыгрыша, о правилах его проведения, количестве выигрышей, сроках, месте и порядке получения выигрыша можно уточнить по телефону: 27-6000.

Срочные новости в нашем Telegram