Своё дело

Правительство запустило интернет-магазин «Сделано в Карелии», где даже онлайн-оплаты нет. Разбираемся, как так вышло

Одной из мер поддержки предпринимателей Карелии стало появление интернет-площадки, где карельские бизнесмены смогли бы продавать свои товары — «Сделано в Карелии». Разобрались, насколько эта мера действительно может помочь карельскому бизнесу выжить (а у них, напомним, дела действительно плохи).

В прямом эфире во «ВКонтакте» министр экономического развития Олег Ермолаев и заместитель премьер-министра по вопросам экономики Дмитрий Родионов похвалялись оперативно созданной онлайн-платформой для реализации местных товаров.

Мы сейчас с вами находимся в новых экономических реалиях. Нам нужно поддержать тех, кто занимается розничной торговлей. Во-первых, для тех, кто в марте — апреле перешел на дистанционную работу, мы предусмотрели субсидии (для создания интернет-площадок, транспорт). Для тех, кто не могут создать сайт или площадку, хотят пользоваться, создали онлайн-магазин «Сделано в Карелии». Отмечу, что сделали за три недели, сейчас он работает в тестовом режиме. Современный, красивый, — рассказал Олег Ермолаев.

Он также отметил, что сейчас на сайте представлено 30 компаний, но заявку оставили больше 240 компаний. Для них сайт бесплатен. Доставку своего товара должен организовать сам предприниматель, и обсуждается это индивидуально. В общем, по словам министра, это комфортная и абсолютно бесплатная площадка для предпринимателей.

Что не так

Сроки. На календаре — 27-е число. Срок окончания самоизоляции, конечно, доподлинно нам неизвестен, но инициатива уже запоздала. Министр говорил, что создание интернет-площадки подобного типа занимает 3-6 месяцев. На самом деле развернуть простенький интернет-магазин можно за один вечер. Да, может, и не самый «красивый и современный», но свои задачи выполнять будет. Три недели — достаточный срок, чтобы обеспечить на сайте весь нужный функционал.

Интернет-магазин очень быстро можно собрать в конструкторе сайтов. К ним уже обычно подключена функция онлайн-оплаты, но госсектор постоянно прибегают к индивидуальной разработке. Здесь мы видим самописную систему управления, по тому, что я вижу в коде. Это дорого и трудозатратно. Видно, что это продукт с упором на дизайн. Причем дорогой дизайн, — анонимно поделился своим мнением с Daily петрозаводский программист.

С ним согласен и другой специалист — петрозаводский программист и дизайнер Александр.

Как правило, самописные CMS делают для удобства администрирования нескольких типовых проектов. А магазин — и так типовая вещь, всё, что можно было придумать для них, уже придумано. И тут, скорее всего, не с нуля CMS писана, а на основе какого-нибудь свободного программного обеспечения, коих есть тысячи.

Нет онлайн-оплаты. Смысл интернет-магазинов в том, чтобы платить онлайн. Логично? Логично. Иначе вы передаете деньги курьеру и подвергаетесь «риску заразиться коронавирусной инфекцией» и «ухудшить эпидемиологическую обстановку» в Карелии. Но с этим вроде обещают разобраться.

Расчет тут на доставку. Видимо, выезжают с кассой. Но написано, что только наличными. Я не пойду обналичивать ради покупки — теряется смысл онлайн-заказа. Прикрутить платёжку — это несложная задача, — делится мнением дизайнер и программист Александр.

Нет единой доставки товара. Как отмечает дизайнер Михкель, по сути, это не простой магазин с доставкой, а мелкооптовый, что, будет не особо интересно обычным покупателям.

Заказывая у разных партнеров, каждый из них будет отдельно доставлять товар, и если ты захочешь набрать на неделю продуктовую корзину (молочки, колбас, хлеба и т.д.), придется еще каждому магазину (партнеру) отдельно платить за доставку. Это недешево. У них всех есть бесплатная доставка, но от определенной суммы заказа, а она не маленькая, — отмечает он.

Функционал. На сайте есть еще ряд мелочей, которые не доработаны. Из самого основного — нет адаптивной версии под мобильные телефоны (а в основном люди сейчас пользуются мобильниками). Зайдите на сайт с мобильного и убедитесь сами — абсолютно нечитабельно. Описания магазинов отсутствуют и, как сообщают некоторые первые покупатели, на телефон не перезванивают (видимо, сами пока не разобрались).

Отсутствие рекламы. О проекте знают только те, кто пристально следит за новостями Минэка. Продавцы о площадке в своих соцсетях не упоминают, искать через поисковик еще надо знать как, баннеры и другие методы продвижения не используются. Как простой покупатель должен будет найти эту платформу? Пока это загадка.

Проект на вырост

Михаил Комов. Фото: соцсети

Мы пока не знаем, сколько точно стоил такой проект, но сомневаемся, что дешево, тем более если сделан оперативно. Но стоило ли вообще тратить на него бюджетные деньги? На сайте «Сделано в Карелии» есть ссылка на студию, которая занималась разработкой этого продукта, — MKomov studio. Правда, сайт у нее полностью пустой — почта на gmail и телефон. Поиск показывает, что Михаил Комов — директор ООО «Свадебный эксперт» (фирма, в которой числится ноль человек). На его странице в соцсети репосты из паблика, посвященного свадебной индустрии. Директор ООО «Свадебный эксперт» согласился ответить на наши вопросы по электронной почте.

Оказалось, конкурса на создание сайта не было. Был точечный запрос в разные студии разработки, которые бы согласились сделать этот проект.

Я получил запрос от Корпорации развития РК на возможность разработки маркетплейса и подготовку коммерческого предложения. Насколько я знаю, подобные предложения получили и другие компании, разрабатывающие программные продукты.

Михаил не стал раскрывать, кто именно делал сайт, назвав это «моей командой». Проект был сделан с нуля. Михаил также прислал портфолио его студии (в числе заказчиков, например, «Росквартал» и научно-технический центр «ГазпромНефть»).

Так как Корпорация развития РК поставила очень сжатые сроки запуска для такого продукта, мы использовали некоторые наработки нашей команды, но в целом можно говорить о том, что проект написан практически с нуля. Такое решение мы приняли совместно с Корпорацией развития РК, ведь проект будет развиваться и дорабатываться, и поэтому проще будет работать со своим решением, а не дорабатывать сторонние программные продукты.

Михаил отметил, что доволен первой версией сайта, реализованной за этот срок.

Считаю, что наша команда реализовала хороший продукт за столь малое время. Конечно, Корпорация развития принимала огромное участие в работе, благодаря их помощи сейчас в маркетплейсе свыше 300 компаний и несколько тысяч товаров. Это совместная работа, которая поможет как местным предпринимателям и компаниям, так в целом региону.

В письменном ответе Михаил обещает, что в ближайшем будущем появится и онлайн-оплата, мобильная версия и все ошибки исправят.

Резюмируем

За три недели Корпорация развития, Минэк и студия-подрядчик сделали продукт, который пока не работает как надо и жизнь мало кому облегчит. Основная масса предпринимателей уже перешла на дистанционную продажу — сразу же после объявления самоизоляции. Никаких сайтов им для этого не нужно — достаточно  своей группы в соцсетях. А те, кто давно осуществлял доставку, и вовсе в поддержке не нуждаются — у них уже выстроена своя логистика и даже есть приложения (речь идет о крупных торговых сетях, в том числе и строительных). Насколько новая система поддержит бизнесменов? Целесообразно ли были потрачены деньги? Время покажет. Надеемся, что все недочеты будут исправлены и сайт станет действительно жизнеспособной площадкой.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram