Полезно знать

Из чего на самом деле состоит «зеленая» косметика и почему, может, не стоит переплачивать за слово «натуральный» на упаковке

Иногда кажется, что баночки и флакончики с косметикой живут на магазинных полках своей жизнью и ведут свои баночные разговоры:

— Голубушка, а вы точно достаточно натуральны?

— Скажу вам честно: такую упаковку уже не носят. Всем уважающие себя банки давно подлежат переработке!

— Как? Вы до сих пор не «органик»? Ну, знаете ли...

На самом деле в этом виноваты не только хитрые маркетологи, но и мы сами. Компания Nielsen, изучающая рынки и потребителей, поинтересовалась у россиян, готовы ли они переплачивать за экологичность брендов. И 60% заявили, что да, готовы. Ну, а после такого только самый ленивый производитель не промаркировал свою косметику как organic. Прекрасная тенденция — забота о чистоте и здоровье окружающего мира – превратилась в мощнейший инструмент манипуляций.

«С чистой душой и чистыми руками...»

И, тем не менее, органическая косметика существует. Просто для того, чтобы таковой считаться, мало вплести слово «органик» в название или нарисовать на этикетке зеленый листочек.

Чтобы средство носило гордое звание «Органик», нужно получить сертификат. И сделать это достаточно сложно. Здесь имеет значение не только состав, но и происхождение ингредиентов. Они должны быть выращены на органической почве без удобрений, пройти экспертизу и получить заключение эксперта. Во всем мире уже введены санкции за использование маркировки «органик» без оснований. Но на постсоветском пространстве этот маркетинговый ход продолжают использовать, — говорит основательница бренда натуральной  косметики Вита Лясота.

Чтобы подкрепить слово «органик» документами, нужно действительно серьезно напрячься. Органическая косметика должна на 95% состоять из растительных ингредиентов натурального происхождения, не тестироваться  на животных, не содержать отдушек и искусственных красителей, продуктов ГМО-происхождения, cиликонов, формальдегида, сульфатов, парабенов. Более того, все растительные компоненты должны быть выращены так, чтобы не наносить ущерба природе — путем органического земледелия без удобрений и пестицидов на специально сертифицированных плантациях или быть собранными вручную  в дикой природе. Даже тару для такой косметики следует изготавливать из материалов, допускающих вторичную переработку, чтобы как можно меньше вредить природе.

Эта косметика сделана из растений, которые мы получаем путем штайнеровского земледелия. Оно исходит из того, что растения живые и к ним надо прежде всего относиться с уважением. Собирать урожай можно только в определенные часы и только с чистыми руками и с чистой душой, — рассказывают представители одного действительно органического бренда.

Таким образом, органическая косметика — это продукция экологически чистая, этичная, и только.

Не все organic, что зеленое. Зеленый цвет ассоциируется с природой и рекомендуется маркетологами для оформления «здоровых» продуктов: правильное питание, ЗОЖ, натуральная косметика, экотовары. Иногда одного цвета достаточно, чтобы покупаетль счел товар полезным и безопасным.

А дальше – самый трудный этап: сертификация. К сожалению, пока не существует единого стандарта, а каждый сертифицирующий орган имеет свой список разрешенных веществ. Например, немецкий сертификат BDIH не разделяет косметику на натуральную и органическую, разрешает этиловый спирт и запрещает использовать животные компоненты. Сертификаты Nature и ECOCERT допускают использование животных ингредиентов, если они получены ненасильственным способом. Итальянский орган ICEA и английский Soil Association разрешает использование консерванта феноксиэтанола. А сертификационные органы ECOCERT и Cosmebio допускают наличие «правильных» SLS. Да-да, тех самых лаурилсульфат натрия и лаурилсульфат аммония, которые  во время подготовки покупателя к пришествию косметики с пометкой organic были объявлены едва ли не главными врагами человеческой красоты и здоровья.

И, тем не менее, настоящая органическая косметика должна иметь сертификат и соответствующую маркировку. Вот как выглядят обозначения самых популярных сертификатов.

Нет сертификата — не organic.

Тестируем на себе

Органика гуманна прежде всего по отношению в природе. А как быть с человеком? Этот вопрос каждому предстоит решить самостоятельно. Ведь производители органической косметики не имеют права тестировать ее на животных, а значит, потребителям предстоит протестировать ее на себе.

До тех пор, пока производители органических средств говорят, что они самые натуральные, самые бережные по отношению к окружающей среде, самые зеленые из зеленых и планета Земля нас за это благодарит, я им верю. А вот когда они начинают утверждать, что органическая косметика самая безопасная — нет. Потому что это не может быть правдой, — считает врач-косметолог Тийна Орасмяэ-Медер.

Несколько лет назад в Европе произошла эпидемия кишечной палочки. Сотни человек попали в больницы, более трех десятков человек умерли. Все они ели зараженные бактериями бобы, выращенные на экологической ферме в Германии. Да, косметику мы не едим, но этот случай подтверждает, что экологический сертификат на гарантирует безопасность продукта.

На официальном сайте Министерства сельского хозяйства США его представитель Джоан Шэффер объясняет:

Люди не должны считать органический знак на косметике, включая значок USDA Organic, доказательством эффективности или пользы для здоровья.

Словом, они нас предупредили.

«Горы вранья»

Безусловно, это не значит, что органика вредна. Просто она не обладает какими-либо сверхъестественными качествами. Натуральные ингредиенты, точно так же, как и синтетические, могут вызывать аллергию, раздражения кожи и красноту, забивать поры и способствовать возникновению прыщей. Такую побочку могут спровоцировать, например, эфирные и базовые масла, специи, некоторые концентраты.

Кроме того, органик-крем вряд ли будет таким комфортным, как «химический» — для хорошего скольжения по поверхности кожи и быстрого впитывания применяются эмульгаторы и силиконы, которые органические марки использовать не могут. Органик-средства стоят на 25-40% дороже обычных, но в этом случае вы платите за этичное отношение к природе, а не эффект. В цену заложены, например, сохранение от вырубки лесов Амазонки, честные зарплаты для работников в развивающихся странах и проведение разных экологических акций, но никак не решение проблем вашей кожи.

Кстати, с лесами тоже не все так просто. Например, отказ от минеральных масел — того самого дьявольского продукта нефтепереработки, которого так боятся продвинутые домохозяйки, — вызвал повышенный спрос на натуральные масла, например, аргановое или пальмовое.

Существующих ресурсов стало не хватать, и чтобы расчистить место для новых плантаций, в Индонезии начали жечь леса. И — вуаля — Гринпис уже в шоке из-за повышения выбросов углерода и нарушения среды обитания диких животных.

Это масштабный рынок, который базируется на чувстве вины, которое нам прививается. Мол, мы так варварски относимся к своей планете, что готовы уничтожить ее, лишь бы у нас подольше не было морщин — а с помощью органической косметики можем минимизировать вред, причиняемый окружающей среде. Огромное количество людей хотят внести свой вклад в повышение экологической безопасности, покупая органические кремы. Но маркетологи не могут остановиться. Они идут дальше и проповедуют, что органика не только гуманна, но и полезна. В итоге мы имеем горы вранья и мифотворчества, — говорит Тийна Орасмяэ-Медер.

Срочные новости в нашем Telegram