Полезно знать

Как мошенники разводят даже скептиков. Петрозаводчанка узнала схему и решила предупредить других

девушка и банк
фото: Губерния Daily

Мы часто слышим истории про мошенников, которые разводят людей порой на космические суммы, и нередко задаемся вопросом: что же такого те рассказывают, что люди передают им пароли, явки и сообщают всю свою подноготную. И нам удалось это выяснить! В редакцию Daily обратилась жительница Петрозаводска Евгения, которая общалась с телефонными мошенникам несколько часов, чтобы выведать всю их схему работы.

Сотрудник «службы безопасности Сбербанка»

Несколько недель назад Жене поступил звонок с номера 499. Девушка обратилась к ней по имени и отчеству, представилась сотрудником службы безопасности Сбербанка. На фоне — типичный офисный шум.

— Сказала, что произошла сомнительная транзакция, попытка смены номера телефона, привязанного к аккаунту, они выявили эту операцию и нужно ее срочно заблокировать. Плюс произошла утечка информации, данные моего лицевого счета. Я спросила, могу ли уточнить эту информацию по номеру 900, но она ответила, что там такой информацией не обладают, она есть только у службы безопасности банка. «Поскольку утечка произошла из-за сотрудника банка», они очень просят, чтобы я не приходила в отделение, иначе спугну сотрудника-злодея.

Женя решила уточнить, с какого перепуга она должна ни у кого ничего не уточнять, когда ей звонят по таким важным вопросам и с левых номеров. На это девушка недовольным тоном отметила, что «вообще-то говорит серьезные вещи, ей не до шуток». Женя сразу поняла, что имеет дело с мошенниками, но очень уж хотелось узнать, а что будет дальше, как работает их схема, и она продолжила диалог.

— У вас там операция сомнительная, вы ее заблокируйте — и дело с концом.
— Не могу, нужно подавать заявку.
— Так подавайте, я вам не мешаю.
— Для нее мне нужна информация.

Дальше «сотрудник службы безопасности» начала задавать вопросы, чтобы, видимо, выяснить платежеспособность абонента. Есть ли кредиты и в каких банках, какой остаток на счетах.

— Когда я ответила, что не скажу остаток, она говорит, окей, округлите до тысячи. Я сказала — тысяча. Дальше вопрос меня возмутил еще больше: какие зарплатные суммы попадают на карту ежемесячно? На мое негодование и отказ называть сумму она сказала, что можете ответить примерно. На это я ответила, что раз примерно, то поставьте сумму сами. Ее мой ответ явно не устроил, но настаивать она не стала. Сказала дальше, что так как данные счета скомпрометированы, нужно разослать информацию об этом во все банки, где у меня кредиты. Я ответила, что кредитов нет. С горем пополам составили заявку, она ее «отправила» и сказала, что переводит меня на другого специалиста.

Девушка также добавила, что сотрудники банка не имеют права спрашивать у Жени всякие коды и пин-коды, что это делают только мошенники, но они не мошенники, поэтому они у нее такое спрашивать не будут.

Сотрудник «Центробанка»

Звонивший следом мужчина представился сотрудником службы безопасности Центробанка России.

— Я на тот момент забыла, что Центробанк не работает с физическими лицами, вылетело из головы (но остальным на заметку!). Он мне начал рассказывать, что поскольку произошла утечка, возбуждено уголовное дело, плюс Центробанк видит информацию со всех банков и выяснилось, что на меня в одном из банков оформлена заявка на кредит с выплатой на карту третьих лиц. «Скоро с вами свяжется сотрудник управления службы безопасности и даст дальнейшие указания».

Женя поблагодарила их за бдительность, пообещала ждать звонка.

Сотрудник «УФСБ Карелии»

Через некоторое время звонок с городского номера — 88142. Женя начала разговаривать на громкой связи и параллельно гуглить номер. Первая строчка поиска выдала, что номер принадлежит Управлению федеральной службы безопасности по РК.

— Мужчина говорит мне, что понимает, что такой серьезный разговор происходит по телефону, поэтому, чтобы я не переживала, что мне звонят мошенники, я могу погуглить номер, по которому он звонит, чтобы убедиться, что он не врет. Уточняет, что «мы находимся на Андропова, 5» (это адрес УФСБ Карелии — прим. ред.), спрашивает: «Вы же знаете, что находится по этому адресу? Чтобы вы убедились, что мы — это мы, а не кто-то там». Я говорю, да, вижу.

Дальше мужчина говорит, что к нему в производство попало Женино дело и у него еще порядка девяти таких же дел лежит сейчас. Но пусть она не переживает, мошенников они найдут. Тут же сообщает, что на время следственных мероприятий на Женю распространяется какой-то закон чуть ли не о банковской тайне. Что она не имеет права разглашать информацию третьим лицам — ни коллегам, ни друзьям, ни родственникам, иначе ее ждет уголовная ответственность.

Женя пообещала, что будет молчать как рыба. А дальше, говорит, всё пошло, как в плохом шпионском триллере:

— Потом будет суд, вы будете в нем участвовать, покажем вам все материалы дела, — заявил мужчина. — Сейчас вам назначен сотрудник в Центробанке, который занимается вашим делом, только он может с вами разговаривать и вы должны четко следовать его инструкциям. Если вы сделаете что-то по-своему, тогда банк не будет нести никакой финансовой ответственности перед вами. Запомните его ФИО, номер и кодовое слово «сирена», это очень важно. Если вам позвонил сотрудник и представился точно таким же именем, но не назвал кодовое слово, бросайте трубку и никогда не разговаривайте с ним.

Женя на этом этапе все еще никак не могла понять, что конкретно мошенники от нее хотят.

Снова звонок от «сотрудника Центробанка»

На этот раз звонивший мужчина даже прислал Жене в WhatsApp якобы копию своего удостоверения, копии заявки оформленного кредита в Хоум Кредит Банке и документ о зафиксированном мошенничестве. То есть телефонный разговор на определенном этапе мошенники решили подкрепить документами. Согласитесь, что мы привыкли верить печатям и официальным знакам. Привыкли, что без бумажки всё — букашка...

Если вам присылают удостоверение личности — это тоже сигнал, ведь никакой сотрудник (тем более службы безопасности!) никогда не будет выкладывать в Сеть такие данные о себе.

— Он мне сказал, что аннулировать заявку на кредит я должна в течение суток, для этого нужно подойти в отделение банка и подать заявку на кредит со своими правильными реквизитами, и только тогда та, неправильная, аннулируется, по-другому никак, — говорит Женя. — В этот момент я уже готова была ехать в полицию, писать заявление. Но решила на всякий случай заехать и уточнить, работает ли в УФСБ такой сотрудник.

И вот здесь важно отметить, насколько профессионально обрабатывают людей мошенники. Заметьте, Женя изначально знала, что ее обманывают, но в какой-то момент всё равно решила проверить информацию — а вдруг! Это очень показательно и говорит о том, что даже самые скептики могут засомневаться.

— Он спросил, когда я готова подъехать, ответила, что прямо сейчас. Дал адрес банка, сказал, что когда подъеду к нему, ни в коем случае нельзя заходить внутрь, сначала он должен дать указания. Сказал, что всё это время будет «висеть» на линии, потому что в этот момент сможет следить за моими счетами, потому что как только разрывается связь, он не сможет контролировать мошенников. Понятно, что говорится это, чтобы я никуда не заехала и ничего лишнего не спросила ни у кого по телефону.

Женя приехала в УФСБ, там сразу ответили, что их номера не определяются и это, естественно, не их номер. То есть подделан именно сайт, который выдает информацию. Перед входом в здание Женя сбросила звонок, и всё это время мошенник пытался пробиться к ней без остановки, причем не только на телефон, но и на все мессенджеры, просто по кругу, телефон вибрировал без остановки.

— Вы доехали?
— Да, доехала. На Андропова, 5. И вашего сотрудника тут не знают. Либо он выходит и, сверкая своими погонами, рассказывает мне всё, либо я иду в УМВД и пишу заявление с указанием всех ваших номеров.

В этот момент мошенник начал огрызаться, говорить, что «это как бы ваше личное дело», «будете сами потом кредит выплачивать». Женя не стала слушать и повесила трубку. Он еще какое-то время пытался ей звонить, потом отступил. В УМВД у нее заявление не приняли, сказали, что нет состава преступления, да и зачем, мол, ей эта вся канитель.

Как сценарий развивался бы дальше?

Мы не знаем, чем завершилась бы история Жени, но нашли несколько похожих случаев.

Другие люди, ничего не подозревая, брали кредит в банке, а затем либо обналичивали деньги с карты и перечисляли на указанный номер, либо просто сообщали код, который приходил в СМС-сообщении при одобрении кредита.

Иногда мошенникам удается убедить человека установить на смартфоне вредоносное приложение для переадресации СМС с кодами подтверждения от банка. Таким образом они получают учетные записи и полный доступ к данным клиента банка. Это позволяет им оформить кредит от имени жертвы и вывести деньги со счета.

В завершение хотим отметить, что чем яснее вы будете представлять схему работы мошенников, тем меньше шансов, что вас кто-то одурачит. Запомните эту схему сами и расскажите о ней родственникам и друзьям. 

Яркая Карелия в нашем Instagram