Как родителям помочь своим детям с домашним заданием и не сойти с ума?
С 1 сентября в жизнь многих родителей пришли домашние задания. Зачастую бьются над ними не только школьники, но и их родители. Как сделать этот процесс удобнее и менее энергозатратным? И почему некоторым детям так трудно сконцентрироваться на уроках?
Почему так трудно?
- Проблемы со вниманием. У 7-летнего ребенка произвольное внимание только формируется, поэтому заставить себя сесть за уроки и не отвлекаться достаточно трудно.
- Сами задания. Зачастую в учебниках задания как будто на двоих. Например, «найди дополнительную информацию». Кто ее будет помогать искать? Конечно, родитель.
- Сложность. Некоторые задания бывают слишком сложными, ребенок не в состоянии в них разобраться самостоятельно.
Как жить со всем этим?
Нужно стараться донести до ребенка, что ему нужно учиться справляться самостоятельно. Подчеркивайте, что ваша помощь временная и вы не сможете постоянно уделять этому внимание.
Лучше всего приходить на помощь только тогда, когда ребенок совсем не может разобраться с заданием. Что может, пусть делает сам, что не может, но хочет — вместе с вами. Психолог Лев Выготский назвал это зоной ближайшего развития.
Самый важный навык, с которым может помочь родитель, — это планирование. Пусть ребенок сам готовит свое рабочее место для домашнего задания. Пусть он сам выбирает, с какого урока вы начнете, что займет больше или меньше времени, договоритесь, когда вы сделаете паузу и сколько времени она займет.
Специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют использовать технику «Помодоро», которая предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды — «помидоры», сопровождаемые короткими перерывами. Ориентироваться можно на таймер в телефоне. Есть даже специальные ролики на видеохостингах, по которым можно ориентироваться. Во время перерыва играет другая музыка.
Техника «Помодоро»:
- Определитесь с задачей, которую будете выполнять.
- Поставьте таймер на 25 минут.
- Работайте, ни на что не отвлекаясь, пока таймер не прозвонит.
- Сделайте короткий перерыв в 5 минут.
- После каждого четвертого «помидора» делайте длинный перерыв (15-30 минут).
Что еще?
Самостоятельность — это, конечно, здорово, но не стоит оставлять ребенка с очень сложным заданием. Например, если это сочинение о ком-то/чем-то ему неизвестном. Также вы можете помочь с пониманием сути задания, если оно в учебнике сформировано недостаточно четко.
5 советов родителям, которые помогают своим детям с домашним заданием
Придумайте ритуал, который означает, что вы уже начали заниматься. Например, убирайте все игрушки со стола, делайте какую-нибудь маленькую зарядку, побегайте за кошкой. Когда все будет готово, то спросите: «Ты готов (-а) делать уроки?» Когда вам ответят положительно, приступайте.
Не поправляйте ребенка постоянно. Если вы будете исправлять каждое слово школьника, то вызовете у него только раздражение. Будьте рядом, будьте готовы для диалога, но не вмешивайтесь, пока он вас не попросит.
Позволяйте принимать решения. Если ребенок не хочет что-то делать и притворяется, что не задавали, то примите этот его выбор. Задайте вопрос: "Если учительница завтра спросит тебя, ты бы хотел быть готов к ее вопросу? А если ты не будешь готов, что ты почувствуешь?» Если ребенок всё равно откажется, то позвольте ему учиться на своих ошибках. Важно, чтобы ваш школьник все-таки ответственно относился к учебе, если ему это совсем безразлично, то это другой разговор.
Не кричите на ребенка. Не упрекайте его в невнимательности. Если чувствуете, что вот-вот взорветесь, то просто выходите из комнаты. Когда немного успокоитесь, то скажите ребенку, почему вы рассердились — время идет, а задача не решена.
Если у ребенка сформируются привычка к занятиям и внутренняя дисциплина, то родителю нужно будет только изредка его направлять и помогать. И вам уже не придется каждый раз просить его садиться за уроки.
По материалам «Мел».