На окраине: рискнули без проводника прогуляться по Птицефабрике. Здесь все как в деревне, а в магазине даже можно купить чайную колбасу | Daily
Столица

На окраине: рискнули без проводника прогуляться по Птицефабрике. Здесь все как в деревне, а в магазине даже можно купить чайную колбасу

«Губернiя Daily» несколько раз обращалась к читателям с просьбой рассказать нам о некоторых районах Петрозаводска. Желающих провести экскурсию по Птицефабрике так и не нашлось, поэтому постоянные авторы рубрики решили отправится на край Петрозаводска самостоятельно. 

Вспомнив, как часто жители Птицефабрики обижались на плохую работу общественного транспорта, мы приготовились провести на остановке как  минимум все утро. И даже засекли время, предвкушая длительное ожидание. Но простояли всего 6 минут. Никакого ажиотажа возле единственного автобуса, связывающего Птицефабрику с городом, не наблюдалось, свободных мест в салоне было предостаточно. Повезло, наверное, на обратном пути проверим.

14 остановок, почти полчаса в дороге, и мы оказываемся в одном из самых отдаленных районов Петрозаводска. Первое впечатление — тихо, очень тихо… И тут же хочется замедлить шаг. Каждый выходящий из маршрутки становится объектом пристального внимания местных собак. По уверенному поведению и громкому лаю становится понятно, кто здесь хозяин. Примкнувшие к ним коты отличаются серьезным взглядом и строгим нравом.

А мы, как и положено вежливым гостям, ищем, с кем бы можно было поздороваться. Рядом с остановкой один из двух местных магазинов с располагающим названием «По пути». Продавец Наталья подробно рассказывает нам, где находится школа и как пройти к закрытой ныне птицефабрике. А заодно сообщает, что она из семьи ингерманландцев, которые массово жили здесь до войны. Это подтверждает небогатая информация, которую можно «выловить» о Птицефабрике в Интернете: в 20-х годах прошлого века на месте нынешнего поселка располагались земли Совхоза № 2, в усадьбе которого проживали сельхозрабочие, в том числе финны-колонисты. Сейчас их  почти не осталось — кто умер, кто уехал в 90-е.

С тех времен в районе осталось еще несколько построек, но в основном здесь деревянные и каменные двухэтажные дома, пятиэтажки, построенные в 80-е и 90-е. А вот многоэтажных новостроек совсем нет.  «Самые теплые дома — вот эти старенькие двухэтажные! Но и остальным грех жаловаться, с тех пор как запустили районную модульную котельную, ни с теплом, ни с газом перебоев нет», — рассказывает нам житель Птицефабрики по имени Александр.

Он переехал сюда в 1994 году и сейчас работает учителем физкультуры в местной школе. Александр нашел несколько минут для беседы, пока его ученики бегут небольшой кросс.

— Здесь хорошо в том плане, что природа рядом:  участки, многие хозяйство свое держат, лес поблизости, мы обязательно ходим за ягодами и грибами, ну, и воздух чистый.  А вот птицефабрика не работает, к сожалению, больше года. У нас целые семьи работу потеряли, когда ее закрыли. Вроде как ходят слухи, что ее откроют, это было бы хорошо, все-таки здесь тысячи две человек живет, и большинство сейчас ищут работу в городе. А если своей машины нет, это не очень удобно. Сейчас маршрутки более-менее нормально ездят, а раньше можно было по часу ждать. До улицы Гвардейской, где  оживленное движение и можно на чем-то уехать, от нас 4 километра, пешком не находишься, особенно зимой и в темноте. Молодец, Матвей, пятерку тебе ставлю!

Учиться в школе на Птицефабрике можно только до 10-го класса. После в любом случае придется продолжать образование в городе.

К птицефабрике, давшей название району, здесь ведут все дороги. Идем по одной из них: справа — многочисленные хозяйственные постройки, слева — крохотные домики с грядками и теплицами.

«Хозяева живут в городе, а здесь у них огороды,» — поясняет нам Николай. Фотографироваться мужчина отказывается, но сообщает, что живет на Птицефабрике всю жизнь, работает водителем на «скорой», и его здесь все устраивает.

— Вот это развалины рыбной сушилки, когда птицефабрика работала, корм для кур делали. А здесь, — показывает на старое серое здание, — бывшая  фабричная конюшня. Когда фабрику построили, я точно не скажу, но, кажется, она была всю жизнь. Не думаю, что снова работать начнет, ничего здесь хорошего не будет. Вы лучше вон тот зеленый дом снимите, он 1932 года, его еще финны строили.

Зеленый дом выглядит не хуже, чем  многие более «молодые» здания в основном благодаря усилиям жильцов: пластиковые окна, подновленные ступени, попытки как-то украсить быт.

Рядом с  85-летним домом детский сад, а напротив — абсолютно новые дома. Таких здесь становится все больше. Земля а Птицефабрике дешевле,чем в городе, поэтому частное строительство идет весьма активно.

Отсюда до бывшей фабричной проходной — несколько десятков метров. Как говорит Интернет, фабрика была основана в 1956 году.

О том, что сейчас происходит на предприятии, рассказывает охранник Анатолий Иванович, подполковник запаса на пенсии:

— Закрыта фабрика, обанкротилась. Тут в свое время работало больше двухсот человек, а когда закрывалась, оставалось около 70. Сейчас только охранники и кормоцех. Но он не птицефабрики, а свинокомплекса, который  находится в Кондопожском районе, в Березовке, это их производство и их сотрудники. Хозяин свинокомплекса, птицефабрики и мясокомбината — одно лицо.  Я в городе живу, а здесь работаю около 15 лет. Жаль, что нет спонсоров, которые поддержали бы наше производство. Цеха есть, оборудование есть, мы все охраняем, если найдутся деньги, то порядка 30 цехов можно запустить, но поддерживать нас никто не хочет. Надо бы птицефабрику поддержать, чтобы опять заработала, но это частное предприятие, кто будет вмешиваться?  Хотя народ просит свою не только птицефабрику, потому что здесь места рабочие, но и свою курицу. Та, которую нам везут, она, к сожалению, не такая по качеству, как хотелось бы. В магазины наши «Деликат» раньше ходили за нашей же птицей, а сейчас там почти ничего карельского не осталось.

Магазин «Деликат» на Птицефабрике закрыт и, судя по всему давно, — замок облюбовали пауки и улитки.

Зато здание почты, медпункта и опорного пункта полиции недавно отремонтировали.

— Мы ИК -9 обслуживаем, поэтому поток корреспонденции  большой, — рассказывает единственный работник почты Марина.  —  Я живу в этом районе и на почте работаю уже 5 лет, очень удобно. Если ухожу в отпуск или на больничный, то приезжает сменщик из города. А вообще, люди здесь очень хорошие, дружные, молодежи много сейчас.

А вот с медпунктом, по словам Марины, не все так хорошо, его все время хотят закрыть, а врач приезжает из городской поликлиники. Если верить расписанию, педиатр принимает пациентов дважды в неделю, а терапевт — один раз. Пообщаться с врачами нам не удалось — попали в неприемные часы.

Напротив почты  когда-нибудь появится церковь. А пока жители Птицефабрики собирают деньги на ее строительство.

Говорят, домашней живности сейчас стали держать намного меньше, но кое-кого еще можно встретить прямо на дороге.

Сделав небольшой круг по поселку, снова оказываемся у остановки. Просто из любопытства заходим во двор, окруженный пятиэтажками. Сами домики кажутся маленькими, почти игрушечными. Коммунальные платежи за стандартную «двушку» здесь составляют около 4 тысяч рублей. А вот аренда квартиры, по словам жителей  Птицефабрики, обходится гораздо дешевле, чем в городе. Конкретных цифр никто не называет, но именно благодаря этому в районе стало гораздо больше молодежи, чем было раньше.

Сразу за домами — речка. Никто из местных не может вспомнить ее название, но сообщают, что раньше здесь водились пиявки. Услужливый Интернет подсказывает — Сельгская речка. Сложно что-то сказать насчет пиявок, но утки явно чувствуют себя хорошо.

Очередной автобус № 5 уходит прямо у нас из-под носа. Чтобы скоротать время, снова заходим в уже знакомый магазин «По пути». На прилавках стандартный набор продуктов и давно забытый в других районах Петрозаводска колбасный хлеб. Главные покупатели — пенсионеры и школьники, которые прибегают на переменах за какой-нибудь несерьезной вкусняшкой. Остальные, по словам продавцов, везут продукты из города — там дешевле и выбор лучше. Впрочем, находится кое-что интересное и для нас: никаких кафе на Птицефабрике, конечно, нет, но в магазине вам нальют стакан кофе.

Чтобы его выпить, достаточно 10 минут. К остановке подходим одновременно с очередной маршруткой. Похоже, уличить общественный транспорт в плохой работе нам не удалось. Но жители района жалуются, что по выходным автобусы по-прежнему ходят редко.

Уже через 20 с небольшим минут нам снова хочется ускорить шаг.

Фото: Елена Хидман

Читайте также

Новости партнеров

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2018 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings