Архив

Высота 264,9: репортаж с горы Смерти (ВИДЕО)

Мистическое слово Воттоваара – гора, которая соединила разные человеческие судьбы в одну большую жизнь. Слушаем рассказ о людях, побывавших «за чертой милосердия», и о героях, достойных вечной памяти.

— Мы поднимаемся по исторической лестнице. Мы – молодежный поисковый клуб «Север» и ребята из седьмой соломенской школы. Нас сдружил патриотический проект «Память и время» и школьные музеи. С нами друг и соратник Александр Кожинов, член Совета ветеранов ФСБ. Собрал нас вместе и организовал эту поездку Константин Голобородов, общественник и активист фонда «Корела», который прекрасно знает здешние места.

Мы видим стелу со скромной надписью: «Это памятник бойцам 1 партизанской бригады Григорьева, поставленный в 1982 г. Симоняном Сергеем и его товарищами». Он стоит почти у самого обрыва. Отсюда хорошо видно и лесную даль внизу, и текущую под обрывом речку Тяжа.

Сергей Симонян приехал на наш митинг памяти. 36 лет он ведет поиск погибших бойцов партизанской бригады. Цифры поражают: найдено 217, осталось 250. Только представьте: один, без поддержки государства, часто сам на свои деньги, человек из года в год ведет самостоятельный поиск. Вот он, человеческий подвиг!

Каждый год в первое воскресенье августа по давней традиции проводится День памяти 1-й партизанской бригады: съезжаются родственники, поисковики, активисты. И нам повезло попасть на это мероприятие. Всех ребят так потрясла эта встреча, что по приезде домой все схватились за книгу Дмитрия Гусарова «За чертой милосердия» и прочитали ее.

И так совпало, что 4 октября, в день, когда мы стояли у памятника и вспоминали события лета 1942-го, Гусарову исполнилось бы 90 лет. Его знаменитая книга стала вечным огнем погибшим бойцам партизанской бригады. Писатель в ней рассказывает о жизни, борьбе, гибели и смерти от голода партизан и о трудностях лесной войны в самой глухой точке Карелии. Бригада в 648 человек состояла из шести партизанских отрядов. Командиром был Иван Григорьев – опытный боец, который служил в погранвойсках, участвовал во многих боевых операциях и прекрасно знал этот район. Высокую оценку его действиям дали финны, которые писали о том, что «Иван Григорьев был крепчайшей, замешанной на пластмассе сталью». Если бы не дерзкое и смелое решение Григорьева, то, возможно, ни один человек с этой высоты не ушел. Остатки бригады сумели вырваться из финской ловушки. Григорьев погиб во время этого боя. Местные жители прозвали эту высоту горой Смерти — и через 30 лет после войны она была усеяна костями партизан.

Мы читали стихи и зажигали свечи в память о погибших, на глазах стояли слезы. Каждый чувствовал, как хотели жить те, кто навечно остался на этой высоте.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram