Архив

15 месяцев в суде: что удалось доказать по делу «Петропита»

Когда уголовное дело в отношении экс-директора муниципального предприятия «Петропит» Ольги Залецкой, экс-директора ТД «Ленторг» Александры Корниловой и директора Олонецкого молочного комбината Анастасии Кравчук только поступило в суд, с его рассмотрением очень торопились. В настоящий момент спешки нет. Впрочем, как и доказательств вины подсудимых. Но обо всем по порядку.

Хозяин

Большую часть времени, что длится это судебное следствие, государственные обвинители интересовались не столько подсудимыми, сколько лидером карельского «Яблока», бизнесменом Василием Поповым (дело в отношении него выделено в отдельное производство): его политическими соратниками, друзьями, лидерством в партии, работой на выборах, принадлежащими ему бизнесами… Доходило до смешного: допрашивали даже журналистов, которым Попов давал интервью: искали доказательства его причастности к организации работы торгового дома «Ленторг», директором которого являлась Александра Корнилова, когда брала в аренду помещение бывшего комбината школьного питания – того самого здания, из-за которого три человека сейчас и находятся на скамье подсудимых. Напомним, что их обвинят в приобретении этого здания по заниженной цене.

По итогу выяснилось, что факты, которые больше года упорно пытались доказать в суде государственные обвинители, никто не оспаривает. Свидетели, вызванные стороной защиты – сотрудники торгового дома, подтвердили, что Василий Попов – «хозяин» «Ленторга» и что именно он принимал все глобальные решения относительно деятельности предприятия.

По версии следствия, в этом «преступлении» Попов – главное действующее лицо. Из всех зданий в Петрозаводске ему понадобилось именно здание бывшего комбината школьного питания из-за его специфики: по версии следствия, Василий Анатольевич намеревался использовать его для организации питания в школьных и общественных столовых. То, что к моменту продажи объекта использовать его по прямому назначению было невозможно (как поясняли в суде свидетели, здание было легче снести и построить на его месте новое, чем пытаться отремонтировать его в соответствии с ГОСТами как комбинат питания), следствие почему-то решило не учитывать.

Итак, чтобы организовывать питание с помощью здания, в котором это невозможно было сделать, Попов, с точки зрения стражей порядка, разработал «сложный», «длительный» и «многоэтапный преступный план»: сначала он попросил временного управляющего ПМУП «Петропит» Сергея Громова, а тот попросил внешнего управляющего предприятием Александра Осина, чтобы бывшее здание комбината школьного питания, которое принадлежало «Петропиту», отдали в долгосрочную аренду фирме, возглавляемой Александрой Корниловой. Пользоваться зданием Корнилова не собиралась: договор аренды «преступникам» нужен быль лишь для того, чтобы при продаже оно, как обременное, дешевле стоило. Потом Попов завербовал в свою преступную группу на тот момент депутата Петросовета Ольгу Залецкую и устроил ее работать директором муниципального предприятия «Петропит». Ну а Ольга Залецкая в свою очередь, обманув чиновников городской администрации и оценщиков, выставила по заниженной цене интересующее Попова здание на продажу посредством открытого аукциона. В результате при участии суда, который Залецкая также ввела в заблуждение, объект был куплен супругой политика – Анастасией Кравчук.

Кого обманула Залецкая?

Сначала треснуло по швам обвинение Ольги Залецкой. Ни один свидетель за год судебного следствия и словом не обмолвился о том, что Ольга Евгеньевна его хоть в чем-то обманула. Даже те, с кем у подсудимой были откровенно неприязненные отношения, не смогли назвать ни одного противоправного факта в ее действиях.

Например, экс-заместитель мэра города (тогда ПГО руководил Николай Левин) по экономике Евгений Фрейдин, который в суде ну очень старался помочь стороне обвинения, хоть и повторил многократно о том, что был не согласен с оценкой здания, признал, что закон был на стороне Залецкой, так как при продаже бывшего комбината школьного питания Ольга Евгеньевна выполнила все требования законодательства.

Напомним, что Ольга Залецкая появилась в этом уголовном деле последней. Даже в тексте обвинительного заключения указано, что без ее участия это «преступление» было бы невозможно. А потому нужно было либо дело закрывать, либо Залецкую к нему приплетать.

Так, в вину Ольге Евгеньевне умудрились вписать даже то, что она «осознавала, что единственным участником торгов по продаже здания в последующем будут выступать участники организованной преступной группы». Напомним, что здание бывшего комбината школьного питания продавалось на открытом аукционе (который, кстати, проводила не Залецкая, а специализированная компания), и заявиться на него мог абсолютно любой человек. Понятное дело, что ни одного доказательства того, что Залецкая знала наверняка, кто будет участником торгов, нет.

Фикция или аренда?

Не оказалось у государственных обвинителей и доказательств того, что договор аренды здания, заключенный Александрой Корниловой, был притворным (именно это слово использовано в обвинительном заключении). Зато уже просто огромное количество человек подтвердили в суде, что зданием с первого дня его аренды активно занимались: ремонтировали, охраняли, хранили там продукты и оборудование.

Александра Корнилова очень эмоционально реагирует на недоверие государственных обвинителей к ее словам или к показаниям свидетелей защиты, и чем больше вопросов с сомнением в голосе задают прокуроры, тем больше она приводит в суд свидетелей, готовых подтвердить реальность подписанного ею договора аренды. И счет таких свидетелей уже пошел на десятки. На одном из последних судебных заседаний, например, выступали сотрудники охранного предприятия. Они, как и ремонтники, электрики, сантехники, монтажники и огромное количество других специалистов разных фирм города, заверили суд: арендатор вел в здании активную деятельность, и впечатления, что все это было фиктивно, не создавалось.

Более того, в суде выяснилось, что Василию Попову не было необходимости с кем-то договариваться о том, чтобы Александре Корниловой отдали в аренду здание бывшего комбината школьного питания. Этот объект в силу своей специфики и убитого состояния местных бизнесменом не интересовал. В аренде комбината были заинтересованы в первую очередь кредиторы «Петропита» и его управляющий, который в поте лица сам искал арендатора.

— Это здание было обузой для предприятия, — признался в суде бывший внешний управляющий «Петропита» Александр Осин. — Мы предложили это здание в аренду всем предприятиям города, кто занимался организацией общественного питания в школах и студенческих столовых. Тогда искали все. И кредиторы занимались поиском арендатора. После этого здание было передано компании «Ядвига» (одна из фирм сети «Ленторг»).

Примечательно, что Корнилова еще и не сразу согласилась взять это здание в аренду.

Но и это еще не все. Оказывается, подсудимую настолько устраивали условия аренды, что покупку здания она считала крайне невыгодной для предприятия. Вызванные в суд свидетели сообщили: когда выяснилось, что «Петропит» выставляет здание на продажу, Александра Корнилова высказалась категорически против участия торгового дома «Ленторг» в аукционе.

— Был даже какой-то конфликт между Корниловой и Поповым на эту тему, — вспоминала в суде маркетолог одной из фирм ТД Татьяна Никулина. – В офисе об этом все знают.

— А почему Корнилова была против? – уточнила прокурор.

— Аренда долгосрочная, плата маленькая. Нас это устраивало.

— А почему Попов был хотел купить?

— Он боялся, что мы останемся без здания.

О том, что Василий Анатольевич опасался разрыва договора аренды при смене собственника, говорили и другие свидетели, подтвердившие: бизнесмен принял решение участвовать в аукционе, несмотря на мнение директора его предприятия. Напомним, что аукцион был открытым, и если бы это здание оказалось интересно кому-нибудь еще, Попов мог спокойно этот аукцион проиграть.

Наказана без приговора

Про Анастасию Кравчук за эти 15 месяцев рассмотрения дела в суде вообще практически не вспоминали. Речь о ней зашла только во время последних судебных заседаний, на которых выяснилось, что Анастасия Андреевна в «Ленторге» занималась исключительно социальными вопросами и вопросами рекламы. В открытом аукционе по продаже здания бывшего комбината школьного питания от ее имени участвовали юристы, которые получили такое указание от Василия Попова.

С марта 2015 года Василий Анатольевич проживает в Финляндии, которая совсем недавно предоставила ему политическое убежище и отказала России в его выдаче: финны больше года разбирались в этом уголовном деле и пришли к выводу, что Попова преследуют по политическим мотивам. Его супруга время от времени обращается к суду с просьбой разрешить ей съездить повидать мужа (понятно, что она не собирается никуда бежать: два года назад Анастасия Кравчук, понимая, что на родине ее могут сразу же взять под стражу, добровольно и сознательно вернулась в Петрозаводск для того, чтобы участвовать в судебном процессе). Суд ни разу ее ходатайство не удовлетворил.

— Моя вина еще не доказана, а я уже наказана, — комментирует сложившуюся ситуацию подсудимая.

Ольге Залецкой, которая, в отличие от Анастасии Кравчук, по этому делу даже содержалась под стражей, суд периодически грозится снова изменить меру пресечения (сейчас Ольга Евгеньевна находится под подпиской о невыезде). Это происходит, когда подсудимая, которую в последнее время подводит здоровье, сообщает суду, что в очередной раз заболела. Иногда ей дают спокойно поправиться, а иногда требуют явиться в суд, напоминая, чем для нее чревато невыполнение этого требования. Впрочем, сейчас, пока в судебном процессе перерыв, Ольге Евгеньевне даже разрешили съездить с семьей в небольшой отпуск. А перерыв, напомним, вызван тем, что в судебно-оценочной экспертизе здания, которая лежит в основе уголовного дела, стороной защиты было обнаружено огромное количество ошибок, и суд был вынужден назначить повторную.

Очевидно, что судебные заседания, которые должны возобновиться в конце апреля, станут финальной частью этого процесса. Несмотря на то, что свидетели (и по большей части свидетели обвинения) уже, кажется, разбили в пух и прах предъявленное Кравчук, Залецкой и Корниловой обвинение, впереди еще показания самих подсудимых.

Всю информацию по уголовному делу «Петропита» можно найти в группе https://vk.com/club116938395

Срочные новости в нашем Telegram