Архив

Не время для дискуссий: уход губернатора, Карелфорния и другие политические итоги ушедшего года

О выборах без выбора, политике без политики, столице без статуса и молодежи без права высказывания. Каким запомнился политический 2017-й, рассказал редактор информационной службы нового карельского сайта «Руна» Евгений Белянчиков. 

Забыли о Ленине

100 лет назад в России произошли потрясения, которые трясут ее до сих пор. Пока соседняя Финляндия весь минувший год праздновала, что уж тут скрывать, освобождение от России, то есть свою независимость, Россия ничего не праздновала. 100-летия переворота словно и не было вовсе. Понятно почему – не могут сегодня наши власти определиться, праздник это или трагедия. А потому предпочли отмолчаться. Не время, так сказать, для дискуссий о революции.

Дон Кихот и все, все, все…

Что же диктовало политическую повестку года уходящего? С прискорбием признаем – не жизнь, но Кремль, это если в федеральном масштабе. Были важны Сирия, Донбасс, Саакашвили и прочие Трампы. Точно не Россия и то, что тревожит ее граждан. Политическая повестка сводилась лишь к воинствующему противостоянию с Западом с взаимными криками «сам дурак».

В политической жизни внутри страны ничего сверхъестественного не происходило. Всевластие и монополизм команды президента на всех фронтах. Заметными явлениями стали только атаки на мельницы Дон Кихота Навального, заявившего о своем желании стать президентом, да дерзкий выход Ксении «против всех» Собчак в том же направлении. Ожидается, правда, перед предстоящими в марте выборами президента Путина (именно в такой формулировке) и еще одна полусенсация – Геннадий Зюганов предложил заменить себя в роли вечного спойлера на выборах на Павла Грудинина, харизматичного и резкого в высказываниях директора совхоза им. Ленина.

Впрочем, предстоящие выборы президента общество в минувшем году волновали мало. Все и так понимают, что президентом на новый срок станет Владимир Путин. Сам лидер страны до последнего ломался и делал вид, что думает, но в итоге все же заявил, что пойдет на выборы как самовыдвиженец. От «Единой России» уже не модно. Надеемся, что это позволит ему показать итоги своей же Программы-2020 и Плана собственного имени. Впрочем, в больших политических кругах поговаривают, что Путин сам сойдет с дистанции раньше срока. Спокойно, без революций, но раньше срока, как в свое время сделал Борис Ельцин. Здесь тоже еще не пришло время для дискуссий.

Велкам ту Карелфорния

В Карелии – другая жизнь, замкадовская. Тут у нас заботы поприземленнее – дороги бы починить, снег вывезти да мосты отремонтировать, все-таки скоро 100-летие республики.

Впрочем, региональную политическую повестку и у нас в 2017 году определяли местные прокремлевские власти. А потому будем называть вещи своими именами: в политическом плане в Карелии царили какие-то, уж простите, беспомощность и импотенция.

Немного взбодрили только отставка Александра Худилайнена и назначение, а потом и безальтернативные выборы Артура Парфенчикова. Явка на выборах не дошла даже до 30 процентов, а достойных конкурентов, в общем-то, и не оказалось. Выборы прошли по-советски скучно, с зевотой.

Что касается Худилайнена, то его след уже давно простыл. Пять лет – результата нет, таков итог правления Петровича. Наши с вами пять лет, кстати говоря. Мучился мужик, мучился в карельской ссылке, лопатами махал, траву косил, оппозицию пугал, а все напрасно. Но ссылка закончилась – и отправился он рулить нефтью куда-то в тридесятое царство. Забыть и не вспоминать, как говорится.

У Худилайнена с результатом ожидаемо не вышло (тут ведь еще страна в кризис попала, надо это учитывать). На смену ему в свою уже ссылку прибыл бывший главный пристав Артур Парфенчиков. Не повезло ему оказаться выходцем из Карелии, так бы могло пронести. Но в Кремле нашли все бумажки (ага, из Карелии!) и отправили зимовать в Карелфорнию (термин придумала экс-депутат Анна Позднякова, спасибо ей). Парфенчиков приехал и тоже пообещал результат, в придачу развитие и порядок. И вот работа кипит. Начали с того, что попросили у Москвы денег на выполнение обязательств перед бюджетниками. Деньги обещали, все-таки президентские выборы скоро. Так что работаем и не время для дискуссий.

Козырек и иллюзии

В общем, в Карелии в политическом плане все ровно. Все зачищено, все подчищено. Врагов системы не осталось. Ну а как же депутатские баталии? А никак. В Карелии ушла пора бурных дискуссий, интриг и конкуренции. Задавили «Яблоко», не без помощи уголовно-политических репрессий. Теперь оно в гордом одиночестве пытается создавать иллюзию парламента. В остальном Заксобрание и Петросовет – мини-модель Госдумы и Совета Федерации страны. Никто не высовывается, все голосуют как надо и единогласно.

КПРФ и ЛДПР перестали существовать как самостоятельные единицы, став некими тенями «Единой России», судя по большинству принимаемых депутатами решений. Сама «Единая Россия» в Карелии скукожилась и четко взяла под козырек Москве и новому губернатору.

Более-менее яркие политики либо в изгнании, как Василий Попов, либо в тюрьме, как Девлет Алиханов, либо, как лидер «Справедливой России» Ирина Петеляева, уехали с нашего болота.

В Петрозаводске тем временем болото еще более болотистое. Здесь верховодит команда Геннадия Боднарчука, того самого, который Кремень. Он в 2017 году стал секретарем городской «Единой России». У него все вроде бы схвачено. Хотя какие-то напряженные моменты с республиканской властью нет-нет да выскакивают. В любом случае, его ставленница – сити-менеджер Ирина Мирошник – у руля города. А это главное.

Сама Мирошник в политическом плане фигура управляемая, а потому крайне удобная для всех. Удобная она и для журналистов: едва ли не каждый день радует Ирина Юрьевна прессу забавными инфоповодами. То про снег, который в процессе таяния превращается в воду, скажет, то сначала отменит обеды для школьников-льготников, то потом снова их вернет. В общем, кладезь. Жаль, городу это не особо помогает.

Бла-бла-бла

Весь год в Петрозаводске шло безумное обсуждение придания городу столичного статуса. Никого не волнует, что по Конституции Карелии этот статус у города и так есть, никого не волнует, что придание этого статуса не увеличит бюджет Карелии, потому что его нужно увеличивать по-другому. Зато все упорно, как сумасшедшие, трубят об этом. Геннадий Боднарчук так и вовсе делает на нем политическую карьеру. Вот и Артур Парфенчиков на днях тоже запел эту песню.

Как-то все эти разговоры напоминают печально известную Федерально-целевую программу имени Александра Худилайнена, прекрасную по своей сути, но пустую по своему финансовому наполнению.

В общем, идеи Нью-Васюков и маниловских мостов живы и будут жить вечно. А все потому, что народ верит и воспринимает эту трескотню языками всерьез.

Поколение Next

Впрочем, не всем все равно. И политическое поле Карелии не так печально и бесперспективно, как кажется. На нем все же начали появляться ростки нового поколения. Принципиально нового, которое не смотрит телевизор, не верит власти только потому, что она власть, которое думает по-другому и готово выражать свою позицию. Это поколение миллениума и конца 1990-х. Пока еще власть пытается их прижучить силовыми методами, угрозами и запугиванием. Но подействуют ли эти методы потом? Вряд ли. Потому что эти люди – другие.

Как бы ни критиковали митинги, инициированные Навальным, суть в них – не поддержка этого оппозиционера, а несогласие с текущей ситуацией, попросту – с застоем и деградацией на фоне развивающегося мира. Наверное, вот эти новые молодые силы своими, пускай неумелыми митингами и показали в этом году, что они есть, что они растут и крепнут. И что не всегда будут править телевизор и репрессии. Эти ребята и есть тот самый лучик света в темном политическом царстве карельско-российской политики. И вот именно для них рано или поздно придет то самое время для дискуссий.

Срочные новости в нашем Telegram