Республика

Прощенные миллионы и педофильский скандал: составили список самых громких уголовных дел минувшего года

В минувшем году стражи порядка превзошли сами себя: столько громких разоблачений, столько показательных задержаний, столько не поддающихся здравому смыслу наказаний! Под горячую руку правосудия попали все: депутаты, политики, чиновники, директора магазинов, учителя, продавцы, лица без определенного места жительства и работы, честные люди и преступники. Досталось всем!

Не вникая в детали

В январе очень демонстративно был задержан председатель Петросовета Олег Фокин. На глазах у жителей города, в самом центре Петрозаводска на него, не собиравшегося никуда бежать, набросилась группа бойцов СОБРа в масках и бронежилетах. Смотрелось смешно, хотя самому Олегу Николаевичу было не до смеха. Его заключили под стражу и обвинили в хищении более шести миллионов бюджетных денег. По версии следствия, Фокин и его коллега по бизнесу Игорь Белов дважды совершили мошенничество путем необоснованного предъявления к возмещению налога на добавленную стоимость. Пикантность ситуации придавало то, что депутата задержали после того, как заместитель губернатора Юрий Шабанов предупредил его, не желающего идти против тогда еще действующего мэра Галины Ширшиной, о возможных проблемах с правоохранительными органами. Впрочем, проведя довольно долгое время за решеткой, Фокин сознался во всех предъявленных ему обвинениях. Суд в отношении на тот момент уже бывшего председателя горсовета был очень коротким. Олег Николаевич попросил рассмотреть его дело в особом порядке, без следствия, свидетелей и предъявления доказательств. Судья пошел навстречу, хотя предварительно поинтересовался, понимает ли депутат суть предъявленных ему обвинений, ведь его, в отличие от напарника, обвиняли в совершении преступлений с использованием служебного положения.

– Как вы считаете, в чем заключалось использование вами именно вашего служебного положения при совершении обоих преступлений? В чем? Можете сказать?

Фокин растерянно посмотрел на адвоката, с подсказки которого по итогу произнес:

– Я согласен с обвинением в полном объеме. Комментариев не будет.

– То есть в детали не вникаете? Ясно, – заключил судья.

Вот так вот, не вникая в детали, Олег Николаевич получил три года условного лишения свободы и штраф в размере миллиона рублей (это при том, что весь ущерб он единолично возместил уже в процессе предварительного следствия). Сразу после приговора семья Фокиных продала имущество и уехала из Карелии.

Впрочем, аресты депутатов и обвинения в их адрес на этом не закончились.

Были нужны аресты

В марте 2015-го под сражу взяли депутата Петрозаводского городского Совета, директора ледового комплекса «Луми» Ольгу Залецкую (нельзя сказать, что неожиданно, так как слухи о ее возможном аресте доходили до Ольги Евгеньевны за много месяцев до того, как это произошло) и директора торгового дома «Ленторг» Александру Корнилову.

Уголовное дело, в рамках которого это произошло, расследовалось уже почти год. С чего вдруг понадобилось кого-то брать под стражу, внятно стражи порядка объяснить так и не смогли. Возможно, потому, что сказать прямо: «Нам надо как-то заманить в город Василия Попова или хотя бы пошатнуть его систему» было нельзя. Вот на судебных заседаниях, касающихся избрания меры пресечения, следователи и переливали из пустого в порожнее: сложно ведь обосновать, почему уважаемого в городе человека, мать двоих детей (младшему их которых на тот момент было всего пять лет) Ольгу Залецкую так опасно оставлять на свободе. Тем более что уголовное дело в отношении депутата так и не было заведено. Ее обвиняют в рамках уголовного дела, изначально возбужденного в отношении Александры Корниловой и депутата Законодательного собрания Карелии Анастасии Кравчук. В деле, как известно, фигурирует и фамилия лидера карельских «яблочников» политика Василия Попова. В связи с тем, что в настоящий момент на территории России он не проживает, уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство.

Итак, по версии следствия, Кравчук, Залецкая и Корнилова с 2011 по 2014 год, действуя путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц администрации Петрозаводского городского округа и сотрудников Управления Росреестра по Республике Карелия, приобрели по заниженной цене право на муниципальное имущество – здание базового предприятия для школьных столовых и земельный участок под ним. Несмотря на то, что в свое время эта сделка была оспорена в суде и суд официально признал ее законной, следователь квалифицировал действия Кравчук (она покупала здание), Залецкой (на тот момент была директором муниципального предприятия «Петропит») и Корниловой (она арендовала указанное помещение) как мошенничество, совершенное группой лиц, в особо крупном размере.

Необоснованными и, судя по всему, политически мотивированными арестами Залецкой и Корниловой стражи порядка вызвали негодование в обществе, и люди начали выходить на пикеты. Спустя 13 дней женщин отпустили. Так же неожиданно, как и задержали. Уголовное дело, о котором идет речь, уже направлено в суд и рассматриваться, по всей видимости, будет долго. Обвиняемые намерены доказать, что не преступали закон.

Наболело

Самым, пожалуй, странным уголовным делом прошлого года в отношении депутата стало дело Владимира Заваркина. Депутат Суоярвского городского поселения стал фигурантом уголовного дела после выступления на митинге за отставку главы республики Александра Худилайнена, который прошел в карельской столице 20 мая. Народный избранник пытался рассказать о проблемах родного города: о том, что нет промышленности, закрываются больницы, зимой старики в благоустроенных квартирах греются бутылками с горячей водой, а в почтовых ящиках месяцами копятся счета за коммунальные услуги (горожане отказываются оплачивать то, чего нет). Свою речь он тогда, чтобы привлечь хоть какое-то внимание властей к озвученным проблемам, закончил фразой, где были упоминание про «референдум» и слова «давайте» и «отсоединимся». Власти, похоже, его не услышали, а вот правоохранительные органы выступлением заинтересовались. Владимиру Заваркину было предъявлено обвинение в публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

В суде представитель гособвинения просила приговорить депутата к двум годам условного лишения свободы и запретить ему заниматься депутатской деятельностью. К слову, избиратели на его деятельность не жалуются. Напротив, о Заваркине говорят как о народном депутате. Как бы то ни было, разум хотя и не восторжествовал, но лишать народного избранника свободы или депутатского мандата не стали. Однако оштрафовали – на 30 тысяч рублей.

Самое громкое дело

Все вышеперечисленные уголовные дела не остались не замеченными на федеральном уровне. Однако громче всего Карелия прозвучала, когда разразился скандал, в котором фигурировала фамилия депутата Законодательного собрания Карелии от партии «Единая Россия» Ивана Романова. Еще в начале прошлого года об этом человеке, занимавшем на тот момент должность советника директора музея «Кижи», говорили как, возможно, о будущем директоре главного музея России – Эрмитажа, а в мае суд уже избирал ему меру пресечения в связи с обвинениями в чудовищном преступлении – педофилии. Вместе с Романовым по обвинению в том же самом преступлении был арестован и заместитель директора петрозаводского речного училища по воспитательной и организационной работе Олег Семенов. По версии следствия, эти люди склоняли курсантов Петрозаводского филиала Университета морского и речного флота им. адмирала Макарова к действиям сексуального характера. Как утверждают следователи, делали это обвиняемые по предварительному сговору.

Спустя несколько месяцев после ареста в Санкт-Петербурге, куда подозреваемых доставили для проведения судебно-психиатрической экспертизы, Олег Семенов повесился. Расследование уголовного дела в отношении Ивана Романова продолжается. Он отказывается признавать себя виновным.

Арест экс-губернатора

Не признает себя виновным и бывший начальник Ивана Романова, а также экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов. К счастью, преступление, в котором его обвиняют, к насилию никакого отношения не имеет. 58-летнего Андрея Витальевича задержали по подозрению в получении взятки в сумме более миллиона рублей. По данным следствия, деньги Андрею Нелидову платили предприниматели за право осуществлять торговую и иную коммерческую деятельность на территории музея-заповедника «Кижи».

Накануне нового года Нелидов пытался обжаловать решение Петрозаводского городского суда, который продлил ему арест на три месяца, до 23 февраля 2016 года. Экс-губернатор сообщил, что у него резко ухудшилось здоровье, что дозы прописанных врачами лекарств увеличились в разы и что если он останется за решеткой, до суда может просто не дожить. Андрей Витальевич просил отпустить его под залог в 15 миллионов рублей. Эти деньги готовы были внести его дочери, которые заложили большой дом в Ленинградской области. Однако Верховный суд Карелии решил, что целесообразнее будет держать Нелидова за решеткой.

30 лет на пятерых

Самым неожиданным приговором прошлого года стал приговор фигурантам уголовного дела по Неглинской набережной. Подсудимые получили почти 30 лет лишения свободы на пятерых. И за что? За совершение обычной коммерческой сделки. За последние годы подобные сделки заключались десятками. Но, видимо, их участники никому не переходили дорогу.

Напомним, что бывшего заместителя мэра Петрозаводска Евгения Журавлева, его родного брата – индивидуального предпринимателя Андрея Журавлева, директора Торгового дома «Карелия-Маркет» Григория Копнина, исполнительного директора ООО «Неосистемы» Александра Елизаркова и директора Петрозаводского предприятия электрических сетей Данила Попова обвиняли в том, что в период 2011—2012 годов они, действуя в составе организованной преступной группы (а Журавлев-старший и Попов – еще и с использованием служебного положения), путем обмана приобрели право на недвижимое имущество Петрозаводского городского округа. Речь шла о комплексе зданий на Неглинской набережной, 53 (это административно-производственное здание и ангар с пристройкой).

Представитель петрозаводской администрации Игорь Дедов пояснил в суде, что в связи с возбуждением данного уголовного дела главой Петрозаводска создавалась комиссия по проверке законности сделок, осуществленных Петрозаводским предприятием электрических сетей. И эта комиссия подтвердила: оценка и последующая сделка купли-продажи комплекса зданий были осуществлены в соответствии с требованиями федерального законодательства. Представитель администрации пояснил, что никакого ущерба администрации в результате данной сделки причинено не было: размер арендной платы не изменился, уменьшились платежи по налогу на имущество, появились деньги на ремонт электросетей, который осуществляется. Для суда это не стало аргументом в пользу подсудимых. Им был вынесен обвинительный приговор, который 19 января будет обжалован в Верховном суде Карелии. Впрочем, надежды на то, что вышестоящая инстанция как-то его изменит, немного.

Дело Сухоруковой

В последних числах декабря в Верховном суде Карелии был обжалован приговор теперь уже бывшему заместителю мэра Петрозаводска Евгении Сухоруковой. Напомним, что Евгению Александровну осудили за то, что, будучи заместителем главы администрации Прионежского района, она якобы умышленно незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения (а ценные они потому, что осушенные) в местечке Ерошкина сельга (около села Деревянное) под дачное строительство, в результате чего (так как на заброшенных землях успели начать что-то строить) окружающая среда пострадала на 57 миллионов рублей.

Все аргументы, высказанные адвокатом Сухоруковой в суде апелляционной инстанции, услышаны не были. Не было принято во внимание ничего: ни то, что земли, о которых идет речь, в свое время были проданы частнику как самые обычные; ни то, что за них до сих пор платят как за обычные; ни то, что земля в Ерошкиной сельге, считающаяся ценной из-за ее осушенности, на самом деле избыточно влажная (защитнику Евгении Александровны пришлось передвигаться по ней летом в резиновых сапогах, раздвигая руками камыши); ни то, что отсутствует экспертиза, которая бы позволила определить наличие ущерба и его размер; ни то, что десятки свидетелей говорят о том, что Сухорукова понятия не имела о мелиоративной системе на этих землях, что постановление она подписала на основе решения комиссии…

Похоже, в случае с Евгенией Александровной во внимание было принято лишь ее последнее место работы. После удаления главы Петрозаводского городского округа Галины Ширшиной в отставку именно она должна была стать и.о. мэра города, чего при ее конфликте (после которого и появилось это уголовное дело) с губернатором ну никак нельзя было допустить. Поэтому хотя Сухорукову и приговорили к трем годам условного лишения свободы, очевидно, что главное наказание, ради которого все затевалось, – невозможность в течение года занимать должности, связанные с государственной службой.

Прощенные миллионы

На фоне некоторых перечисленных выше приговоров настоящим шоком стал приговор бывшему главе администрации Пряжинского района Константину Гусеву. Напомним: чтобы заполучить 78 земельных участков под строительство коттеджного поселка, предприниматели Леонид Белуга и Роман Белуга и сын Константина Гусева создали фирму, которая должна была принять участие в открытом аукционе. Аукцион действительно состоялся и действительно был открытым. Только обманным путем в него были включены (а потом втайне изменены) такие условия, что других претендентов на землю просто не оказалось (две фирмы, которые имеют отношение к тем же самым людям, разумеется, не в счет). В результате Гусев-младший и Белуги смогли купить по заниженной цене (всего за 5 миллионов рублей) шикарный участок земли общей площадью более 120 тысяч квадратных метров. Ну а помог им в этом, разумеется, тогда еще глава администрации Гусев-старший.

Судом было доказано, что Константин Гусев действовал умышленно, «используя свое служебное положение», «осознавая противоправность своих действий», «руководствуясь личной заинтересованностью». При этом совершенно очевидно, что действовал он «группой лиц» и «по предварительному сговору». Но, как известно, наказание бывшего чиновника не настигло. Чудесным образом он попал под амнистию: стражи порядка при всей очевидности тяжких последствий от действий Константина Гусева почему-то квалифицировали его поступок как преступление средней тяжести. А Белуг и Гусева-младшего следователи по непонятным причинам и вовсе решили к ответственности не привлекать.

Испугался строгой учительницы

Одним из самых резонансных уголовных дел 2015 года стало дело священника – 35-летнего Ивана Петунова. Никакой политики, никакой логики… Просто чудовищное ДТП, которое роковой случайностью не назовешь. Священнослужитель, который вез свою дочь в школу, сначала задел два автомобиля, двигавшихся в попутном направлении, после чего насмерть сбил человека. В тот день Петунов был пьян. Об этом говорят и результаты экспертизы алкотестера, который показал в крови священника 0,77 промилле алкоголя, и свидетельские показания. При этом он, по рассказам очевидцев, ехал на большой скорости. Однако сам Иван Петунов отрицает и то, что находился в состоянии алкогольного опьянения, и то, что превышал скорость. Впрочем, его объяснения, которые он дал в мировом суде, вообще с трудом укладываются в голове.

– Дорога была скользкая. Впереди машина резко затормозила, я вывернул влево. Но всё равно задел этот автомобиль, и меня вынесло на крайнюю левую сторону, где я задел еще один автомобиль. Я включил аварийку, хотел остановиться, посмотрел на часы и понял, что не успеваем в школу. У нас строгая учительница, поэтому решил отвезти ребенка в школу, а потом вернуться на место ДТП. Я сделал приоритет на том, чтобы отвезти ребенка в школу.

Он даже не сразу заметил, что насмерть сбил человека. Мировой суд лишил священника прав на управление автомобилем на 1 год и 3 месяца. Ранее, на заседании Священного синода Русской Православной Церкви, Ивана Петунова лишили сана. А лишать ли его свободы, решит Петрозаводский городской суд, куда дело виновника аварии отправится по окончании расследования.

Срочные новости в нашем Telegram