В центре внимания

Дизайн по-карельски

Всем знакомы программы вроде «Квартирный вопрос»  и «Школа ремонта», да и в каждом ларьке продаются журналы о модных интерьерах. Люди все чаще задумываются о том, как сделать свое жилище не только функциональным, но и приятным для обитания. Нам уже мало банального евроремонта, а хочется тепла и уюта, света и пространства. Тут-то на помощь и приходят дизайнеры. Их, оказывается, в Карелии  немало. Они молоды и полны идей. О дизайне заведений, квартир и дачных участков мы поговорили с Игорем Глушаном, Александрой Торшиной и Евгенией Солодовой — молодыми «звездами» карельского дизайна.

Если амбициозен – уезжай

Игорь родился в Пудоже. После школы поступил в КГПА на физико-математический факультет. Но быстро понял, что не хочет становиться преподавателем информатики, и перевелся в Петрозаводский филиал Международного Славянского Института на факультет «дизайн среды». Сейчас думает о том, чтобы перебраться в Питер, поскольку… Впрочем, он сам объяснит.

— На втором курсе, в 2006 году, я начал заниматься полиграфией (визитки, буклеты), потом наружной рекламой. Затем устроился в рекламную компанию, где моделировал световые короба, объемные вывески (делали витрину для магазина «Карелия-маркет»). С 2010 года решил самостоятельно развиваться, разработал фирменный стиль кафе «Бургер», «Самобранка» в торгово-развлекательном центре «Тетрис». Мои работы можно посмотреть на выставке «Молодых дизайнеров Карелии», сайтах работодателей, группе в «ВКонтакте» и на профессиональном ресурсе. Последний заказ пришел из Костомукши – разработка дизайна ресторана «Марс». Однако сейчас проект заморожен.

— Скажите, вы стараетесь угодить заказчику или дизайн превыше всего?

— Заказчики бывают разные, не все готовы слушать советы дизайнера, потому как часто видят в нем как художника, так и оформителя. А дизайнер – это посредник между подрядчиком и заказчиком, который хорошо разбирается в тонкостях строительства. Он должен быть тонким психологом, чтобы направить мысли заказчика в правильное русло. Цикл работы примерно такой: встречаешься с заказчиком, смотришь объект. Затем необходимо продумать стилистику интерьера, его функцию, сырье и расходные материалы. Дальше я обмеряю пространство, рисую схему на листке бумаги. Возвращаюсь домой, делаю предварительные эскизы, их должно быть несколько. Заказчик просматривает решения и выбирает. Потом планируются зоны объекта, прикидываются точные материалы. Я создаю макет интерьера в «3ds Max» строго по чертежу. Самый последний этап, которым, к сожалению, любят пренебрегать заказчики – это сопровождение проекта, авторский надзор.

— Что вы думаете о дизайне в Петрозаводске?

— У нас отсутствует понятие «промышленный дизайн». Слабо востребованы дизайнеры интерьеров. Конкуренция есть, но дизайн – практически не лицензируемая деятельность. Появляются разные студии с 2-3 фрилансерами, порой без образования, которые считают, что им все по плечу, вследствие чего складывается не очень лестное мнение обо всех дизайнерах Карелии.

Основное поле деятельности наших дизайнеров – квартиры. Крупные заказы на интерьеры ресторанов, кафе появляются крайне редко. Вдобавок заказчик экономит на расходных материалах, порой покупая некачественное сырье. В результате, все петрозаводские дизайнеры с амбициями, рано или поздно, уезжают в большие города, ведь стимула для творческого роста у них нет. В Карелии нет рынка элитного дизайна, как нет и людей, способных платить за качество и красоту.

(Насколько известно, Игорь Глушан недавно уехал в Петербург и уже работает — прим. авт.)

Ландшафтный дизайн интересен бабушкам

Молодой ландшафтный дизайнер сейчас растит маленькую дочку Алисию и временно не работает. Однако в ближайшем будущем Евгения планирует вернуться к дизайнерским хлопотам.

— Востребован ли ландшафтный дизайн в Петрозаводске?

— Окончив институт, я устроилась на работу в фирму «Тэйко». Лет пять назад люди как раз стали интересоваться ландшафтным дизайном, читать журналы, искать статьи в сети. Наша фирма славилась дорогостоящими проектами для частных лиц. Я участвовала на каждом этапе работ: от самой разработки проекта до посадки растений. Для заказчика делала рисунки карандашом, вырисовывала каждый цветочек. Также нужно было предоставлять дедроплан – схему участка по зонам.

— Есть ли у «карельского ландшафтного дизайна» свои неповторимые черты?

— Да. В Карелии нужно учитывать скальные зоны ландшафта, «подстраиваться» под мох, дикорастущие ягоды. Для улучшения почвы можно добавлять чернозем. Также характерным элементом являются изгороди-плетения. А вообще супермодного стиля в ландшафтном дизайне сейчас нет. Многие засматриваются на японский стиль и «хай-тэк» (такой есть и в ландшафте), классический и деревенский стили. Но я придерживаюсь мнения, что нужно учесть пожелания клиента, а стили можно сочетать.

— Заказ клиента может напугать?

— Меня очень пугает, когда я делаю проект для семьи, а супруги не могут прийти к единому мнению, как же будет выглядеть их участок. Я не боюсь, что моя работа не понравится, но когда у меня нет четкого руководства к действию, я в растерянности.

— Какое растение наиболее широко используется в Карелии?

— В основном, хвойные, особенно, туя – растение семейства кипарисовые. Туя нетребовательна к условиям, хорошо выносит задымлённость промышленных городов, шикарно выглядит. Из цветов больше всего любят высаживать георгины. Газон для меня – это мольберт. Он может быть чистый, как поле для гольфа, а может стать цветущим с мелкими полевыми цветами.

— Каким проектом, в работе над которым вы участвовали, гордитесь больше всего?

— Мы создали «Фитокомнату». Это круглая площадка со скамейками, в центре которой расположен фонтан, а вокруг высажены туи. Человек, попавший в такую комнату, окружен запахом хвои, шишек, ему очень легко дышать.

— Существуют ли курсы ландшафтного дизайна в Петрозаводске?

— Есть такие. Как ни странно, ходят на эти курсы, по большей части, бабушки. В их возрасте есть и время, и дачный участок, где можно разгуляться фантазии.

Как обставить спальню холостяка?

Александра Торшина — молодой и успешный дизайнер, ждала меня в своей студии «Ready Art». Время Александры расписано по минутам, а работает она до ночи.

— Как с помощью дизайнера устранить нежелательный шум, идущий от соседей?

— Это простой вопрос. Сейчас уйма шумо-звуко-поглотительных материалов. Часто берут металлический профиль, делают короб, сверху — гипсокартон. Между стеной и гипсокартоном образуется прослойка, которую заполняют звукоизоляционными материалами. Так, кстати, можно и утеплять, и выравнивать стены.

— Если в квартире достаточно низкие потолки и их хочется сделать не традиционными, что посоветуете?

— На мой взгляд, нужно применить глянцевые натяжные потолки, отступив от потолка на 3 см, а не на 15-20, как любят это делать «мастера». Также рекомендую сделать фреску по центру потолка и не забыть поиграть с освещением.

— Какой должна быть спальня холостяка, который не планирует жениться?

— У меня были такие заказчики. Можно создать достаточно агрессивную атмосферу: сделать круглую кровать, можно поставить шест в центре. Мужчины почему-то любят нечто такое показывать друзьям. Были у меня и адекватные заказчики, которые хотели простую, респектабельную спальню. Можно и маму в гости пригласить, и она не огорчится. Такие интерьеры, я считаю, выбирают интеллектуалы.

— Как можно зрительно расширить маленькую комнату?

— 90% дизайнеров любят использовать зеркала. Я против них. Можно просто подобрать правильный цвет стен, освещение и правильное наполнение.

— Есть ли у Александры Торшиной своя «фишка»?

— Мои интерьеры радостные. Я люблю дарить праздник людям. Хочется добавить красок в каждый дом, чтобы человеку хотелось возвращаться в уютное, яркое, многофункциональное место. В своем большинстве мои заказчики тоже взрывные и веселые – похожи на итальянцев. С ними не соскучишься!

Юлия Бутер

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram