В центре внимания

Год после авиакатастрофы Ту-134: помним и скорбим

Год после авиакатастрофы: помним и скорбим

Они уже готовились к посадке и встрече с близкими, когда все рухнуло – в прямом и переносном смысле. Сегодня ровно год, как под Бесовцом разбился пассажирский самолет Ту-134, выполнявший чартерный рейс Москва – Петрозаводск. На борту лайнера, принадлежавшего компании «РусЭйр», находилось 52 человека, 47 из которых погибли.

Всего в нескольких метрах от посадочной полосы самолет начал неожиданно снижаться, пробороздил корпусом деревья, сорвал линию электропередач, упал на дорогу и развалился на пылающие части. Сорок четыре человека погибли на месте, еще трое – в больницах Петрозаводска и Москвы. Межгосударственный авиационный комитет потом скажет, что причиной крушения самолета стали неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия. Из-за плохой видимости самолет должен был уйти на второй круг, но этого не было сделано. Вдобавок ко всему штурман самолета находился в состоянии легкого алкогольного опьянения и «проявлял повышенную активность», давая советы командиру. А сегодня Следственный комитет России предъявил обвинение чиновнику Росавиации и двум сотрудникам аэропорта Петрозаводска. Подробности читайте здесь.

В страшной трагедии выжили лишь пятеро человек. «Губернiя Daily» выяснила, как изменилась их судьба после той страшной летней ночи.

Юлия Скворцова

Бортпроводница Юлия Скворцова – единственная выжившая из экипажа самолета. Во время жесткой посадки она сидела в хвосте лайнера. Как правило, в подобных аварийных ситуациях кресла самолета складываются, помогая человеку сгруппироваться. На счастье Скворцовой, спинка переднего кресла не сложилась, и вокруг девушки образовалось что-то вроде «шалашика» — это и защитило ее от летящих кусков металла.

Юлия Скворцова

Когда девушка пришла в себя, она поняла, что зажата между креслами. К тому же ее крепко держал ремень безопасности – в какой-то момент стюардесса даже подумала, что не выберется. Она еле-еле оттолкнула обломки фюзеляжа и попыталась выйти наружу.

— У меня от удара слетела с ног обувь, идти было очень больно — пол был раскаленный, — вспоминала стюардесса потом. – Подошла к одному мужчине, потрогала пульс, поняла, что он мертв, закрыла ему глаза. Потом к другому – тоже мертв, потом к третьему... Потом увидела разорванного пополам ребенка и больше ничего не помню.

Потерявшую сознание девушку вытащил петрозаводский таксист Иван Воробьев, прибывший к месту крушения в числе первых. Уже в больнице у Юлии диагностировали ожоги и перелом ключицы, однако от шока она не чувствовала боли.

На больничном Юлия узнала, что авиакомпания «РусЭйр» уволила ее, даже не уведомив. Едва оправившись, бортпроводница потребовала у авиакомпании 8 миллионов рублей в качестве компенсации за причиненный здоровью вред. Еще 10 тысяч долларов она просила взыскать с компании «АльфаСтрахование». Именно на такую сумму были застрахованы жизни сотрудников авиакомпании. В итоге стюардесса и «АльфаСтрахование» заключили мировое соглашение: как выяснилось, о 10 тысячах долларов компенсации речь может идти только в случае смерти сотрудника авиакомпании. Скворцовой пришлось согласиться на две тысячи. С бывшими работодателями девушка по-прежнему продолжает судиться.

Анастасия Терехина

Анастасия Терехина

16-летнюю жительницу Южно-Сахалинска Анастасию Терехину, выжившую в авиакатастрофе, перевезли в один из ожоговых центров в Москве. В тот вечер на роковом Ту-134 Настя летела вместе с мамой и младшим братом Антоном. Семья хотела посетить Петрозаводск – они планировали переехать к нам в Карелию. Оксана Терехина скончалась сразу, а за жизнь Антона врачи боролись до последнего. У него были сломаны обе ноги, многочисленные разрывы внутренних органов, сильные ожоги. Увы, он умер.

После курса реабилитации в санатории и национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова в Москве, Настя вернулась-таки на Сахалин. Говорят, губернатор острова все это время лично заботился о здоровье юной землячки, помогал бабушке Насти. Девушка выздоровела, несмотря на то, что ее долгое время мучили сильные боли в ноге.

Сергей Еремин

Среди пяти счастливцев, которым удалось выжить, есть два Сергея – Сергей Бельгесов и Сергей Еремин. Они оба были доставлены бортом МЧС в ожоговый корпус московского института им. Вишневского.

Из них двоих меньше пострадал 31-летний Сергей Еремин: он все время был в сознании и даже мог разговаривать. Одним из первых он рассказал, как произошла трагедия.

Сергей Еремин

— Мы летели, туман был – сплошное молоко, не было ничего видно, – вспоминает Еремин. — Перед вылетом я сидел или на 8-м или на 10-м месте слева, но пересел в самый правый конец самолета – там было просторнее. Приземлялись мы ровно по графику, где-то в 23:35. Смотрю в иллюминатор и вижу, как крыльями мы начинаем срезать елки, деревья. Потом – резкий удар. Я не знаю, шасси, может быть, треснуло... Дым в салон повалил. Видел, как с левой стороны, где безопасный выход, вырвало кусок фюзеляжа. По нему и выбирался. Передо мной был мужчина. Я его выпихнул из салона и вслед за ним сам выпрыгнул.

По собственному признанию, перед полетом Еремин принялся изучать инструкцию по безопасности, чего в самолетах никогда не делал. Вспоминает, что как-то странно себя чувствовал, неспокойно.

Сергей Бельгесов

Сергей Бельгесов

Тезка Еремина, Сергей Бельгесов, поначалу вообще был нетранспортабелен – настолько тяжелым было его состояние. Но мужчина выкарабкался и зажил новой жизнью. Он, кстати, регулярно созванивается с Валерием Мининым, жителем Бесовца, награжденным медалью «За отвагу на пожаре». Мужчины интересуются, как у кого идут дела, все ли в порядке со здоровьем.

— Как признается сам Сергей, здоровье его сейчас не беспокоит, — рассказывает Валерий Минин. – О крушении самолета он тоже старается не вспоминать: из событий той ночи он, к его же счастью, ничего не помнит. Так что, можно сказать, он начал новую жизнь.

Александра Каргополова

А вот кондопожанка, а ныне москвичка Александра Каргополова признается, что до сих пор не может нормально заснуть без дозы успокоительных. У девушки появилась уйма фобий: например, она боится выходить на улицу одна, ездить в лифте или в метро. В том полете она сидела в одном ряду с двумя маленькими детьми, которые погибли. Как признается девушка, ее до сих пор терзает вопрос: почему выжила она, взрослый человек, а не дети, которые еще и мир узнать толком не успели?

Александра Каргополова

Состояние Александры оценивали как среднетяжелое: у девушки были сломаны ребра и повреждено легкое.

— Как только мы поднялись в воздух, я укрылась пледом, отстегнула ремень безопасности и сладко уснула, — вспоминала Александра. — Уже сквозь сон почувствовала мощнейший удар, боковым зрением увидела ослепляющую вспышку и услышала оглушающий грохот. Потом помню только, как меня выкинуло из самолета в воздух. И как я падала кому-то в огород, на чьи-то дома. Потом – все, тьма, только в больнице в себя пришла.

Девушке пришлось побороться: выплаты компенсации она не могла дождаться почти год. Вред, нанесенный ее здоровью, Каргополова оценила в 8 миллионов рублей. 15 июня состоялся суд. Ответчиками Каргополовой выступили авиакомпания-перевозчик «РусЭйр» (сейчас компания носит название «Атлас Джет»: они поменяли его после лишения лицензии), и авиакомпания-оператор «РусЛайн». Суд решил, что «Атлас Джет» обязан выплатить Каргополовой компенсацию в 500 тысяч рублей, а «РусЛайн» – в 50 тысяч.

МЫ ПОМНИМ

К годовщине трагедии открыли монумент, посвященный памяти погибших в авиакатастрофе. Нижняя часть памятника символизирует взрыв, тут же – хвост самолета и ровно 47 птиц – их количество равно погибшим пассажирам. Архитектор Александр Ким делал памятник бесплатно: деньги на монумент собрали петрозаводские предприятия и частные лица.

Тем временем бизнесмен Игорь Осипов, потерявший в авиакатастрофе всю свою семью, заканчивает строительство часовни в поселке Деревянка Прионежского района. Часовня будет носить имена погибших жены и детей: Любови, Георгия и Анастасии.

Алла Константинова (СМИ, выполняющее функции иностранного агента)

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram