В центре внимания

Год после трагедии на Сямозере, где погибли 14 детей. Как пережили страшное горе родители, и движется ли уголовное дело?

Ровно год прошел с того момента, когда на карельском Сямозере случилась чудовищная трагедия. В то утро, 18 июня 2016 года, нашему журналисту поступил звонок. Голос на том конце провода сообщил, что в одном из детских лагерей утонули 10 детей. Поверить в это было сложно. Наши журналисты начали проверять информацию: звонить в МЧС, ЕДДС, в поисково-спасательную службу. Все как один говорили, что «что-то произошло, но что именно, пока не ясно». Но в течение двух часов информации становилось все больше. И уже точно стало известно, что в детском лагере "Парк-отель «Сямозеро» случилось страшное — там действительно погибли дети.

Что произошло?

18 июня 2016 года во многих районах республики был сильнейший шторм, о котором предупреждали в МЧС. Но это не помешало руководству лагеря принять решение отправить 47 детей в поход на рафтах и каноэ. Одна группа детей сумела добраться до начала шторма до острова, переночевать там в жутком холоде и дождаться помощи спасателей. А вторая группа, к сожалению, попала в шторм.  Дети и вожатые выпали в холодную воду. Кого-то спасти удалось, а кто-то замерз в ледяной воде и погиб, так и не добравшись до берега. Инструкторам — студентам педколледжа, которые находились в лодках,  было от 17 до 19 лет. А детям — воспитанникам лагеря  - от 14 до 16 лет. В тот день погибло 14 детей, и если бы не 14-летняя школьница Юлия Король, которая вынесла из воды на себе несколько человек, добралась до ближайшего поселка и попросила помощи у местных жителей, то жертв было бы намного больше.

— Это был уже второй день нашего похода, и первый день мы проплыли нормально. А второй день вроде бы была жаркая хорошая погода, а потом ухудшилась сильно. Волны, ветер. У всех были спасательные жилеты, но, видимо, когда мы уже опрокинулись, все начали замечать пустые жилеты, — рассказала девочка Наташа, которая тоже оказалась в том злополучном походе.

Уголовные дела

В тот день лагерь закрылся, а 160 воспитанников на самолете отправили домой. В лагере начались многочисленные проверки, и одно за другим начали возбуждать уголовные дела. Позже стало известно, что одна из девочек прямо с озера сумела дозвониться до фельдшера скорой помощи Ирины Щербаковой. Но та восприняла звонок как чью-то шутку. Вот телефонограмма разговора:

Голос Щербаковой: «Скорая».

Голос девочки: Алло... давай... алло... нет... (множественные детские голоса на заднем фоне). Мы в Карелии. Спасите нас, пожалуйста. Мы в озере.

Голос Щербаковой: У нас записался ваш разговор, номер телефона. Сейчас отправлю полиции.

Голос девочки: Что? Еще раз... (связь прервалась).

К сожалению, Ирина Щербакова не отправила сообщение в полицию. И стала одной из участниц уголовного дела. 4 апреля 2017 года суд Суоярвского района Карелии признал ее виновной, ей было назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Наказание было отсрочено до достижения ее дочерью, которая родилась в 2006 году, 14-летнего возраста. Кроме того, 5 апреля Суоярвский районный суд взыскал с райбольницы в пользу 13 потерпевших по 300 тысяч рублей, в пользу еще одного потерпевшего — 100 тысяч рублей.

В течение месяца после трагедии были арестованы директор ООО "Парк-отель «Сямозеро» Елена Решетова и ее заместитель, начальник лагеря Вадим Виноградов. Руководителя карельского управления Роспотребнадзора Анатолия Коваленко поместили под домашний арест, но в апреле 2017 освободили под подписку о невыезде, с инструктора лагеря Валерия Круподерщикова так же была взята подписка о невыезде.

13 апреля 2017 года следствие предъявило обвинение в гибели детей инструктору "Парк-отеля «Сямозеро» Павлу Ильину, сейчас парень находится в армии.

5 мая к числу обвиняемых добавился шестой фигурант — заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Карелии Людмила Котович. Сотрудников регионального ведомства обвинили по статье «Халатность», а руководителя и сотрудников лагеря в «Оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, оставление в опасности».

По версии следствия, Решетова, Виноградов, Круподерщиков и Ильин, зная о штормовом предупреждении в большинстве районов Карелии, не отменили водный поход 17 июня 2016 года и организовали выход 47 несовершеннолетних детей в акваторию озера. При этом одно из плавательных средств имело технические неисправности, а пассажировместимость и грузоподъемность были превышены. Также было установлено, что сотрудники лагеря не обеспечили детей спасательными жилетами подходящего размера. 18 июня 2016 г. в результате шторма два туристических каноэ с 24 детьми и сопровождавшим их Круподерщиковым перевернулись, в результате чего 14 воспитанников лагеря утонули. При этом Решетова, Виноградов и Круподерщиков умышленно не сообщили в экстренные службы о происшествии, не желая негативной реакции общественности, которая могла «подорвать деловую репутацию лагеря и принести убытки».

По мнению следствия, халатность руководителя республиканского Роспотребнадзора и его заместителя заключалась в том, что еще за год до трагедии они были осведомлены о многочисленных нарушениях закона в сфере организации летнего отдыха, допускавшихся руководителем "Парк-отеля «Сямозеро». Однако, несмотря на все нарушения, региональное управление Роспотребнадзора выдало «Парк- отелю» заключение о соответствии заявленному организацией вида деятельности, что дало возможность лагерю продолжить работу.

Скандал

В июне прошлого года разразился скандал, вызванный словами уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, обращенными к выжившим при шторме в Карелии детям. Вопрос «Ну что, как поплавали?», заданный омбудсменом, привел к крайне негативной общественной реакции. Позднее уполномоченный объяснил, что его слова были «вырваны из контекста». 9 сентября указом президента Владимира Путина Астахов был освобожден от должности.

Жизнь после трагедии

После чудовищной трагедии многим выжившим детям понадобилась психологическая реабилитация. Долго прийти в себя не могла и хрупка девочка Юля Король, которая спасла нескольких детей. Позже ее наградили несколькими медалями. Впоследствии государственные и общественные награды получили другие люди, участвовавшие в спасении детей: Ксения Родионова, Татьяна Кустышева, Николай и Наталья Столяровы, Анна Никитина, Владимир Дорофеев и Андрей Севериков. Многие из них — простые жители деревни. Они помогали сотрудникам МЧС искать детей.

Нелегко пришлось и родителям погибших ребят. Не все смогли пережить смерть детей. Одна мама умерла, другая спилась, а третья попала в психбольницу. А 35-летняя Вера Шестопалова, мама погибшего 13-летнего Гены Шевадрова, выпила 40 сильнодействующих психотропных таблеток. Близкие нашли её в полуобморочном состоянии. Ей в экстренном порядке вызвали бригаду скорой помощи, и женщину доставили в специализированную больницу. С момента смерти сына женщина впала в депрессию и самостоятельно не смогла справиться. Незадолго до отправки Гены на отдых Вера похоронила мужа.

В память о детях, погибших во время шторма, вчера на берегу Сямозера, недалеко от деревни Кудама установили поклонный крест и памятную табличку с 14 детскими именами. Крест освятил настоятель храма святителя Николая в поселке Эссойла отец Сергий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram