В центре внимания

Какую воду мы пьем? Специальное расследование «Губернiи Daily». Часть 2

Фото: Губерния Daily

Вчера мы опубликовали первую часть нашего специального расследования, посвященного воде, которую мы пьем. Посмотреть его можно здесь. А сегодня мы, как и обещали, публикуем вторую, завершающую часть материала. Вся правда о воде — в нем!

Денег нет

А что у нас? Как же решается проблема питьевой воды в Карелии? В республике существует долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения питьевой водой», рассчитанная до 2017 года. Вот только осуществлять ее никто не торопится.

– Все необходимые документы, чтобы войти в данные программы, нами были подготовлены, – рассказал заместитель главы администрации Кемского района Михаил Пешков. – В результате Кемский район был включен в программу. К сожалению, конкретных действий со стороны городской администрации, отвечающей за водоочистку, мы пока не видим.

Между тем в карельском Комитете по ЖКХ почему-то уверены, что плохой воды в Карелии нет. Заместитель председателя комитета Михаил Морозов настаивает: в Карелии нет населенных пунктов, где вода не обеззараживалась бы. Что касается модернизации систем водоснабжения, то картинка получилась не очень радужная. Да, в Карелии есть специальная программа, подпрограмма федеральной программы «Чистая вода». Вот только она совсем не панацея. По этой программе предусмотрено софинансирование: федеральный бюджет выделяет только 5%. Остальные деньги должны найти региональный и муниципальный бюджеты. Карелия – республика бедная. За три года (2011—2013) мы получим от федералов всего 75 миллионов. 58 миллионов сможет найти карельский бюджет. Суммы, надо заметить, смехотворные, учитывая, каких огромных денег стоит модернизация водопроводов. На эти средства за три года отремонтируют водопроводы всего в 10 населенных пунктах. Между тем наиболее остро проблема с водой стоит в 37 населенных пунктах. Всем остальным поселениям предлагают занять денег у «Внешэкономбанка».

Но местные бедные сельские поселения не спешат этого делать. Ведь деньги придется банку отдавать. А некоторые поселения настолько малочисленны, что окупятся инвестиции в чистую воду только через 15-25 лет. Никто не готов взять на себя такую финансовую нагрузку и надеются еще попасть в программу бюджетного финансирования. Но как отметил Михаил Морозов, еще неизвестно, продолжится ли федеральное финансирование после 2013 года.

Попросили помощи у Москвы

В Карелии большой запас подземных источников, и мы могли бы пить воду не хуже, чем в Европе. Специалисты Института водных проблем Севера КарНЦ РАН провели большие исследования по разведыванию запасов подземных вод. Финны даже было взялись нам помочь в организации подземного водоснабжения, обязуясь нести львиную долю затрат на исследовательские работы. В 1995 году была образована международная группа специалистов для разработки проекта «Развитие водоснабжения Карелии». Выбрали Суоярвский район. Подземный источник качественной воды был найден осенью 1996 года в 17 километрах к востоку от Суоярви. В этом месте финны построили три бетонных колодца для водозабора. И на этом все: на строительство водозаборных сооружений нужно было вложить 8 миллионов финских марок (примерно 1,3 миллиона евро). Два миллиона обещали дать финны, но карельская сторона не смогла найти денег на свою долю.

– Сейчас проект заморожен, – рассказал нам мэр Суоярви Роман Петров. – Конечно, проблема с водой у нас есть. Вода желтого цвета, как чай.

В 2003 году республиканское правительство выделило деньги для начала проектирования водозабора в поселке Калевала. Но сейчас работы заморожены и здесь – опять закончились деньги.

Совсем скоро в Петрозаводске должна заработать станция ультрафиолетовой очистки воды. Многие думают, это позволит отказаться от хлорирования воды. Но все не так. У ультрафиолета нет долговременного эффекта, и микробы в трубах он убить не может. Поэтому дезинфицировать воду будут по-прежнему хлором. Подземные источники помогли бы отказаться от хлора.

– В Петрозаводске длинный и ветвистый водопровод, и только хлор в данной ситуации дает стопроцентную гарантию обеззараживания воды, – говорит доктор медицинских наук Наталья Доршакова. – Можно развести водопровод по районам, и в каждом районе сделать свою установку озонирования. В Финляндии каждый отдельный район получает воду из своего источника. В Петрозаводске тоже много подземных источников. Нам есть куда развиваться и расти.

Пока же Карелия продолжает пить воду не самого хорошего качества.

– На фоне экономических проблем экологические отодвинуты подальше, – говорит эколог Владимир Луканин. – Проблема с водой требует много денег. Здесь даже нет громких обещаний чиновников.

Владимир Луканин возглавляет Общественный экологический совет при карельском правительстве. В конце прошлого года совет собирался и снова обсуждал проблему питьевой воды. Было решено обратиться в федеральный центр с просьбой увеличить финансирование на программу «Чистая вода». В общем, опять ждать. Дождем (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)ся ли – большой вопрос.

– Сейчас у нас нет времени и денег заниматься проблемой воды, а через несколько лет ситуация может стать критической, прежде всего для здоровья человека,– уверен Луканин.

10 плохих районов

По данным карельского Роспотребнадзора, в 13 районах Карелии санитарным нормам и правилам не соответствует 51 источник питьевого централизованного водоснабжения, или 32,7 %, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны – 42 (26,9 %) в 11 районах.

Не соответствует санитарным нормам и правилам 54,8 % водопровода из поверхностных источников централизованного водоснабжения (в 2010 году – 55,3 %), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны – 26,1 % (в 2010 году – 24,7 %), из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений – 36,9 % (в 2010 году– 35,3 %), из-за отсутствия обеззараживающих установок – 21,4 % (в 2010 году – 21,2 %).

Не меняется ситуация с качеством питьевой воды по санитарно-химическим показателям в 10 районах республики (Беломорский, Кемский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Пудожский, Суоярвский, Сегежский, Пряжинский, Муезерский, Питкярантский), по микробиологическим показателям – в 5 районах (Медвежьегорский, Олонецкий, Прионежский, Пряжинский, Суоярвский).

P.S. Публикация осуществлена при поддержке Датской ассоциации журналистов-расследователей (FUJ) в рамках проекта SCOOP Russia.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram