В центре внимания

«Кому-то, может, и нормально, а мне стыдно!» Ветеран карельской авиации о Нью-Васюках и о том, что будет просить у Артура Парфенчикова

Владимир Артуков проработал в  авиации 45 лет. Сначала был техником, потом возглавлял профсоюзную организацию Северо-Западной базы авиационной охраны лесов. В разговоре с нами, состоявшемся накануне Дня Победы, Владимир Ильич признался: 9 мая пойдет не на парад, а к отцу на кладбище — просить прощения. 

Я к батьке захожу сейчас прощения просить на кладбище. Я на праздник не иду, иду к нему, прошу прощения, что не сберегли страну, за которую они кровь проливали. Кто как к этому относится, кому-то нормально, а мне стыдно. Моего деда по отцовской линии расстреляли белофинны, он красный партизан был, а его братьев родных  - НКВД в 37-м  году. И как мне относиться к этому? Такая жизнь была тогда, такая страна...

Историю можно по-разному оценивать, но 17 июня 1934 года, больше 80 лет назад, было создано карельское отделение гражданской авиации. Всего таких управлений было 12, мы входили в Северное с центром в Ленинграде. Авиация была очень нужна, нужна она и сегодня. Это ведь и пассажирские перевозки внутри республики, и санитарные рейсы, и пожарная охрана. И самое главное, если грамотно авиацией управлять, то окажется, что работы для летчиков предостаточно — мы же работали и на нефтепроводах, и на газопроводах, и с энергетиками, в Антарктиде, в Африке наши экипажи вертолетные трудились. Мало работы в Карелии — ее всегда можно найти в другом регионе! А главное — четко отслеживалась безопасность полетов, когда было министерство гражданской авиации и не было катастроф в большом количестве.

 В 90-е годы малая авиация с баланса государства перешла  в собственность республики. И с этого начался ее развал. 80-е годы в карельской авиации работала почти тысяча человек, а к 80-летнему юбилею осталась от силы сотня. Внутренние рейсы были в Сортавалу, Сегежу, Калевалу, Костомукшу, Пудож. Сравните: 50 минут в воздухе или 8 часов вокруг озера ехать? Сейчас только в Кижи рейсы остались.

От редакции:

В мае 2015-го карельская авиация лишилась парка самолетов Ан-2Т. Четыре борта из шести ушли с молотка. Один подержанный самолет купил житель Санкт-Петербурга за 388 тысяч рублей, другое воздушное судно досталось авиакомпании из Тверской области за 420 тысяч рублей, покупателем третьего стал житель Москвы, ему самолет обошелся в 428 тысяч рублей, а четвертый приобрел житель Московской области за 348 тысяч рублей. На сайте бесплатных объявлений по такой цене можно купить автомобиль 2008—2010 годов выпуска.

Что мы сейчас имеем: два вертолета Ми-8 работающих и еще два в нерабочем состоянии. Оставшиеся самолеты тоже требуют ремонта. Да и те, что продали, так и продали в нерабочем состоянии. Они должны были через завод пройти, но этого сделано не было. Как эти самолеты могли улететь,  кто их выпустил?

Аэропорт «Пески» мы потеряли. Аэропорт — это же серьезно: взлетная полоса, разметка, стоянки, перрон, освещение. Чтобы все это содержать, нужны деньги. Искать их не стали, а просто перевели его в разряд площадок. Это значит, что самолеты ни сесть, ни взлететь оттуда уже не смогут. Он может принимать только вертолеты, которым не нужны особые условия. Такая же ситуация во многих регионах, они свои аэропорты тоже с трудом содержат — Вологду несколько раз закрывали, с Мурманском то же самое. Никто не занимается и аэродромами в Сегеже, Сортавале, Пудоже... В «Песках» концерты проводят, это что за аэродром, на котором дискотеки?

Хорошо, что сейчас нет больших пожаров, но ведь это дело случая! В 2013 году финны нам ноту предъявляли — лес в Калевальском районе горел, и они боялись, что пожар перекинется на их территорию. Сейчас  - пожалуйста, Сибирь вовсю горит, а начнется лето — и наши леса от огня никто не застрахует. Уже несколько лет для охраны от пожаров приглашают авиацию из других регионов. Вы думаете, это дешевле, чем своя? Я вот не думаю, потому что цены там могут быть и выше. Потом — вопрос времени. А может и так случиться, что им самим она нужна будет, на Северо-Западе везде леса и всюду возможны пожары.

От редакции:

В прошлом году карельские леса патрулировали сотрудники авиапредприятий из Вологды и Санкт-Петербурга. Они же занимались подготовкой пожарных-парашютистов. В целом услуги соседей-авиаторов обошлись республиканскому бюджету почти в 35 миллионов рублей.

Аэропорт «Петрозаводск», он же «Бесовец», был невыгодным, невыгодным и останется.  Рано или поздно и он станет федеральным, просто потому что нет денег у республики. И некого у нас в таких количествах регулярно возить в Москву и Петербург. Пробовали же летать в Финляндию, кончилось это тем, что одну бабушку с собачкой возили. Вот и с рейсами в российские столицы регулярно происходит то же самое. Не будет у туристического центра никогда, как не может быть шахматной столицы Нью-Васюки!

Я понимаю, что содержать авиацию карелы не могут — дотационная республика, откуда деньги на такое дорогое удовольствие? В 2014 году президент дал указание помочь региональной малой авиации. Мы сразу обратились к министру транспорта Максиму Соколову, а нам ответили, что с этим вопросом должен выходить на министерство глава региона. Я дважды обращался  к Александру Худилайнену, просил помочь авиации —  ноль ответа! Очевидно, ему так проще: нет предприятия —  нет проблем. Может, и неправильно такие слова вдогонку, но я и в глаза ему это говорил!

От редакции:

Сейчас за каждый рейс в Москву правительство Карелии доплачивает авиакомпании  S7 Airlines по 160 тысяч рублей. Ранее за такие же полеты субсидирование получала компания «Руслайн». За каждый рейс республика выплачивала 150 тысяч рублей. А в конце прошлого года авиакомпания «Оренбуржье», несмотря на обещания карельского правительства, отказалась выполнять  рейсы Петрозаводск — Санкт-Петербург. Как сообщили журналистам в авиакомпании, это направление невостребованное и будет крайне убыточным.

У меня готово обращение к врио губернатора Артуру Парфенчикову. Планируется встреча с его заместителем Александром Чепиком, и я намерен поднять этот вопрос. С тех пор, как авиация стала республиканской собственностью, нет денег ни на технику, ни на ремонт, ни на ГСМ, ни на содержание аэродромов. Надо восстанавливать авиапредприятие и передавать его на  федеральный уровень. Только так можно спасти нашу авиацию!

Пока есть здоровье, я не успокоюсь. Независимо от того, будете вы, журналисты, об этом писать или не будете. Если надо будет сто раз сказать, буду сто раз об этом говорить: «Давайте, ребята, помогайте карельской авиации, и не только карельской!» И, конечно, должно быть отдельное авиационное министерство, а не  комитет по транспорту. Проблема есть, но пока мы не достучимся, ее никто не решит.

Китайцы до сих пор производят самолеты Ан-2Т. Что, они глупее нас? Да и везде в России, кроме Карелии, «Аннушки» до сих пор прекрасно работают — их сейчас около тысячи штук летает. Если есть замена, никто не против — надо обновлять технику, я обеими руками за! А если нет, надо использовать то, что есть. Тем более самолеты эти испытаны десятилетиями, и таких в мире нет, чтобы и пожарные, и гидро- , и сельскохозяйственные, да еще и пассажирские одновременно. Это же универсальные машины. Да, старенькие, да, некомфортабельные, но какой комфорт для 50-минутного полета нужен? Нам авиацию в наследство оставили, так надо было приумножать,  а не крушить.

Есть у нас, карельских авиаторов, свой Герой Советского Союза. Я говорю о Владимире Сергеевиче Баскове. 17 сбитых самолетов, 300 боевых вылетов, 88 боев, а кто сейчас о нем помнит? А вот был бы аэропорт нормальный, да еще и имя ему дать героя Баскова, ведь он много лет руководил петрозаводским аэропортом, и тогда все о нем знали бы!

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram