В центре внимания

«Меня никто не встретил». Проверили, может ли убийца пройти в детские сады Петрозаводска незамеченным

Фото: Губернiя Daily

Чудовищное убийство шестилетнего мальчика в детском саду в Нарьян-Маре заставило задуматься, а все ли хорошо с безопасностью дошкольных учреждений Петрозаводска. Сможет ли агрессивный или неадекватный человек легко пройти в группу и причинить кому-то вред? Мы решили проверить лично и прошлись по нескольким детским садам города. Скажу сразу, результат огорчил, хотя как таковых нарушений нет. Положенная сигнализация, система видеонаблюдения, ограждение по периметру – всё это сделано в каждом учреждении, закон в данном случае соблюдается. Также везде работают сторожа и вахтеры, именно они являются одновременно гарантом безопасности и слабым звеном.

Заходи, кто хочет

Итак, первым я отправилась проверять детский сад №45 «Березка». Вокруг территории довольно высокий бетонный забор, главные ворота и калитка рядом закрыты на цепь и замок, но я ходила в это учреждение в детстве, поэтому знала, где запирают только на большой шпингалет. Оговорюсь, это нормально. Никто не предлагает замуровать все входы-выходы.

Я пришла около 11 часов, когда дети гуляли на улице, дополнительные входы в группы не проверяла, направилась к главному. На двери висело предупреждение, что с 9 до 16 часов центральный вход закрыт: чтобы войти, надо позвонить в домофон. Но я схватилась за ручку, и дверь оказалась не заперта. Почти сразу при входе пункт наблюдения, где стояла вахтер и еще одна сотрудница детсада, они мило разговаривали. Я поздоровалась, повернула направо и преспокойно двинулась по коридору. Меня никто не остановил, никто не спросил документы. Пришлось вернуться и узнать, как же так.

— Я прошла, вы меня даже ни о чем не спросили, — обращаюсь я к вахтерше Надежде Викторовне (имя изменено – прим. ред.).

— Мы видели по камерам, куда вы пошли, спросили бы. Я же видела, что вы остановились.

— Я остановилась, потому что решила поговорить с вами. Вы должны спрашивать документы на входе?

— Да

— Ясно, а сотрудников ЧОПа в этом садике нет?

— Нет.

Надежда Викторовна явно была в замешательстве. Она объяснила, что приняла меня за маму, которая пришла забрать ребенка.

Я по камерам вижу, что зашла. Думаю, сейчас же родители приходят за детьми. Я здесь, всегда смотрю по камерам.

Позже сотрудники детского сада «Березка» уверяли меня, что вахтерша знает всех детей и родителей в лицо и всегда всех видит. Даже утром при потоке в 330 детей и таком же количестве родителей, Надежда Викторовна замечает «чужих». Я почти верю, правда. По крайней мере, последнюю проверку ФСБ и видящая всех вахтерша, и сам садик прошли на «ура». Но где же охрана? На этот вопрос воспитатели однозначно заявили, что никакой ЧОПовец не сработает эффективнее бабушки-вахтерши. Если последние помнят большую часть детей и родителей, то работник охранного предприятия не станет хранить эти лица памяти. К тому же на службу они приходят по сменам.

ЧОПовцы будут сидеть, нести свою службу и все. Сейчас детским садам пытаются присвоить разные категории и рекомендуют заключать договоры на охрану. Но мы столкнулись с тем, что у ЧОПовцев нет медкомиссии, которая нам нужна для работы в образовательном учреждении, и нет достаточного количества людей. То есть ЧОПы не готовы заключать с нами договор, — рассказали в детском саду.

Вахтер-пограничник

Вокруг детского сада № 120 «Носики-курносики» высится ограждение, центральная калитка закрыта на засов, правда, его легко отодвинуть рукой. На входе опять встречает объявление, что дверь до 16:00 заперта, и на этот раз она действительно закрыта. Внутрь я зашла после звонка в домофон, и тут же попалась на глаза вахтеру. Проскользнуть мимо незамеченной не вышло. Милая бабушка спросила, кто я и куда направляюсь, потребовала показать документы, подтверждающие личность и то, где я работаю. Только тогда вызвали руководство, которое также проверило мои документы. Фотографировать внутри запретили.

После прокола в предыдущем детсаде я не ожидала, что меня так лихо развернут. В разговоре с сотрудниками учреждения выяснилось, что их вахтерша Светлана Константиновна чуть ли не одна из лучших в городе, ее даже с Днем пограничника каждый год поздравляют.

На сегодняшний день Светлана Константиновна прошла проверки ФСБ даже на фейсконтроль. В 8 утра во время основного потока детей и родителей она заметила незнакомца, хотя он за руку вел ребенка. Наш вахтер сразу спросила, куда они идут, ведь ребенок к этому детсаду не относится. То есть Светлана Константиновна действительно знает в лицо каждого ребенка и каждого родителя. Вы спрашивали про видеонаблюдение. Оно, конечно, есть. Но как одновременно уследить за всеми 23 камерами? Это физически нереально, — считают работники детского сада. — Хотя вахтеры все равно надежнее охранников, это точно. Жаль, что в большинстве маленьких садов их ставки оптимизировали. Почему-то чиновники не видят в них целесообразности. Но ведь ЧОП – это не единственный выход, и последняя проверка ФСБ это доказала. Ничем хорошим для дошкольных учреждений наличие охраны не заканчивается.

Цветочный, но опасный город

Следующий детский сад № 88 «Цветочный город» меньше предыдущих. Территория благоустроена, новые игровые площадки, ремонт. Здесь тоже калитка на задвижке, тоже видеонаблюдение и домофон, а боковая дверь в ясельную группу заперта до 16 часов. Открыли мне не с первого раза, пришлось звонить повторно. Захожу, меня никто не встречает. Вахтера нет, не видно и его стойки или коморки. Сразу попадаешь в помещение, где справа стена, впереди дверь, а слева лестница.

Я начала подниматься, из двери внизу в этот момент выглянула женщина с кастрюлей в руках и исчезла. Через пару секунд появилась снова и пошла наверх, проходя мимо, она поинтересовалась, кто я. Пока объясняла, что ищу руководство, девушка исчезла. Я осталась одна в коридоре. Иди, куда хочешь. Поднялась наверх, проверила двери – при желании свободно попадаю в группы. За то время, что за мной никто не следил, я бы успела натворить дел и привести в ужас даже искушенные федеральные СМИ. Через минуту убежавшая девушка все-таки вернулась.

А вы к кому? Руководства нет на месте. Придется немного подождать. Журналист? Есть ли у вас документы? Вижу, хорошо, Постойте тут. Кто я? Младший воспитатель. Конечно, я вас видела, когда впустила. И потом ведь спросила, поднимаясь наверх.

В «Цветочном городе» есть вахтер, но работает женщина на полставки, то есть приходит утром, а к полудню исчезает. Детский сад № 88 попал под упомянутую выше оптимизацию, здесь большую часть дня за посетителями никто не следит. Руководство заявило, что обычно к пришедшему сразу выходит тот, кто впустил его по домофону. Но на практике, как мы видим, это не работает или работает не всегда. Тем же днем я посмотрела видео с камер наблюдения в детском саду в Нарьян-Маре, где убили ребенка, и стало не по себе. Почти также я зашла в «Цветочный город».

Как раньше, уже не будет

Пока я проверяла детские сады, не переставала думать, что же изменилось в нашей жизни за двадцать лет, если возможность свободно пройти в дошкольное учреждение пугает. Я помню, как в той же «Березке» не запирали ни одну калитку, ни одну дверь. И никогда не возникало даже мысли бояться посторонних. На выходных на верандах собирались подростки, иногда выпивали, но и это не приводило в ужас. Не было нужды даже в видеокамерах. Так что же произошло?

Больше стало агрессивных людей. Народ находится в жестких условиях, то есть люди настроены враждебно, — считает заведующая одного из петрозаводских детсадов. — Дети меняются, потому что в такой среде находятся. С ними никто спокойно не разговаривает. Если раньше в группу зайдешь и видишь, дети заняты, они спокойно общаются, сейчас они этого не умеют.

Руководитель еще одного детского сада считает, что дело во всеобщей панике и распространении информации.

Я думаю, что имеет место быть психологическое воздействие. Понятно, что мы должны защищать детей. Если вы заметили, к нам на территорию трудно попасть, все калитки закрыты, заборы. Все входные двери закрыты, чего раньше тоже не было. Сейчас все на домофонах. Но я думаю, что имеет место быть воздействие средств массовой информации. Страшно — мы закрываемся, а те, у кого с психикой проблемы, решают: «Ага, есть возможность туда пройти». Это еще идет нагнетание извне.

Новые проверки

После случившегося в Нарьян-Маре мэрия Петрозаводска собирается провести внеплановые проверки в местных детских садах. Однако и без них чиновники уверены в отсутствии проблем. Как сообщили в администрации, во всех образовательных организациях, подведомственных комитету социального развития, созданы безопасные условия, а за охрану круглосуточно отвечают сторожи или вахтеры. Как мы убедились, последнее не всегда соблюдается, но лишь из-за урезанного бюджета небольших садов. К слову, пока готовился материал, «Губернiя Daily» провела опрос среди горожан, чтобы узнать, устраивает ли родителей уровень безопасности в детсадах.

В нашем детском саду стоит домофон, просто так туда не попадешь. Кроме того, когда бы не пришла, всегда с детьми воспитатель, младший воспитатель, дефектолог, другой персонал. Но если введут систему именных пропусков, я только за. Считаю, что дополнительная безопасность не помешает никогда.

— У нас до 9:00 открыта дверь, а после закрывают на домофон, и в 15:30 открывают опять. Да и толку я не вижу, что дверь закрыта. Когда звонишь им, они просто открывают и не смотрят, кто зашел и зачем, не проверяют документы.

У входа сидит за столом очень интеллигентная бабушка, бывшая учительница истории. В случае нападения, надеюсь, она успеет спрятаться под стол.

— Ребенок ходил в сад, в прошлом году появились четыре камеры. На входе вахтер/вахтерша, ни разу не спрашивали, куда иду, но знали всех в лицо. Домофон на двери был, ни разу запертой дверь не видела.

Как бы хорошо в наших садах не было, охранную систему нужно налаживать в каждом. Мы живем уже далеко не в то время, когда можно быть уверенным в безопасности своих детей. И, как показывает практика, не зря. Считаю, что этот дикий случай должен положить начало серьезной работы над этим вопросом.

Меры безопасности в детских учреждениях можно усилить, ввести карточки, поставить везде металлоискатели, охрану. Приведет ли это к лучшему — сложно сказать, учить детей с детства бояться всех и вся – тоже не выход. К счастью, такие трагедии, как в Нарьян-Маре, случаются редко. Они показывают несовершенство системы, а чаще – последствия человеческого фактора, последствия того, когда ты позволяешь себе недоделать, недовыполнить, недосмотреть.

Срочные новости в нашем Telegram