Почему нельзя пропустить независимый спектакль «Поэты. Про это» на сцене ТМ. Говорим с режиссером Валерией Ломакиной
В центре внимания

Почему нельзя пропустить независимый спектакль «Поэты. Про это» на сцене ТМ. Говорим с режиссером Валерией Ломакиной

валерия ломакина поэты про это спектакль петрозаводск

Этот спектакль дышит, ребята! Молодой, актуальный, важный, дерзкий – то, чего мы так ждали. Почти вся редакция сходила (и еще разок, думаем), так что это интервью просто обязано было появиться. Говорить будем о превращении поэзии из школьной обязаловки в жизнь и любовь и о том, как поставить классный спектакль, когда нет денег. Кстати, показ уже завтра – 20 мая, и он финальный в этом театральном сезоне.

Стремительная справка – что такое «Поэты. Про это». Художественный спектакль, где актеры из разных театров Петрозаводска играют сюжет, сотканный из фрагментов творчества разных поэтов разных эпох. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Полозкова… Для актрисы театра «Творческая мастерская» Валерии Ломакиной это режиссерский и сценарный дебют.

валерия ломакина поэты про это спектакль петрозаводск

Валерия Ломакина

— Лера, первый и самый главный вопрос – страшно было?

— Нет. У меня какое-то переключение произошло в плане отношения к профессии. Нас воспитывали в жестких рамках: «Все очень серьезно, вы ответственны за результат труда, не вздумайте выпускать что-то, пока не добьетесь идеала». С одной стороны, хорошо, что есть высокая планка. С другой – тебя это зажимает. Это третья моя попытка поставить спектакль. Раньше все спотыкалось о мнение других: «Лера, из этого ничего не выйдет». И я начинала сомневаться – и правда, сложно, не стоит браться. Потом было удобно думать, что сделала все, что смогла.

Но ведь это дикий эгоизм – считать, что ты такой исключительный и добьешься совершенства, которое в окончательном виде просто невозможно. На самом деле, никто не убьет тебя за попытку сделать что-то стоящее. Можно круто провести время с ребятами. Понравилось, запомнилось, вдохновило – отлично! Мы спектакль выпустили сырым и решили «выращивать» от показа к показу. С момента премьеры многое поменялось.

— Челлендж: попробуй в трех предложениях описать – о чем спектакль…

— 1. Он про попытку творческих личностей перевести свои эмоции на художественный язык, чтобы это осталось в памяти людей.
2. Исследование природы любви: кто что называет любовью, как ищет ее, кто на самом деле способен любить.
3. Надо ли быть художником, если накал страстей рвет тебя изнутри и стоит человеческих жизней?

— Создать поэтический сценарий из разных стихотворений – это же гигантский труд! Как удалось?

— Я готовила молодых людей к поступлению в театральные вузы, так в голове накопился материал. А потом пришла мысль, что, если к этому кусочку подставить этот – получится завязка, если добавить тот – это уже история. Как сэмплирование в музыке, когда из фрагментов рождается нечто абсолютно новое.

Мне повезло, что идея вдохновила актеров. Я предложила: «Давайте это будет не линейное повествование, а как будто зритель попадает сразу «в картинку». Как в кино. Сначала действие кажется несвязным, а потом складывается в сюжет. Вам только надо через детали показать характер».

Я всегда стремилась к тому, чтобы создать собственное художественное высказывание. А актерам дать возможность сыграть характерную роль не по распределению, а по душе. Обсуждать с ними героев и причины их поступков. Так каждый раскрывает свой талант по максимуму, становится сопричастным работе и никогда не будет относиться к ней равнодушно.

— Как тебе профессия режиссера? Легче или сложнее, чем играть на сцене?

— Это по-другому. Когда я играю, могу сама вырулить любую ситуацию. А тут сидишь в зале – и не можешь встать и сказать: «Ой, тут так не задумывалось».

Налаживать контакт с актерами непросто, один раз, помню, жестко сорвалась. Но мне нравится общаться, заряжать их, объяснять… Надо, чтобы они были довольны своей работой. Не могу счастливой, пока вокруг несчастные люди :)

— Следующие работы ждем? Или этого опыта пока хватило?

— Думаю, ждем. Еще одна из мечт – снять кино.

— А что ответишь тем, кто скажет: «О-о-о-ой, поэ-э-э-э-зия, я такое не люблю. Целый спектакль – одни стихи»?

— Я люблю поэзию, но мне, если честно, самой часто не нравится, как ее подают. Бывает, что поэты собственные стихи читают правильно, громко, внятно. Но это не цепляет. А актеры в театре – как на уроке литературы. Многие и привыкли воспринимать поэзию только так: ритмически, нараспев.

А мне кажется, что стих надо переживать. Относиться к поэтической речи, как к языку, на котором можно общаться просто и по-человечески. Это было сложной работой для актеров. Но удалось придумать форму, в которой поэзия зазвучала именно так. Тут и кабак, и драка, в которой актер может реально споткнуться и грохнуться… Зритель видит не мертвых поэтов, а живых людей.

— То есть порадуется не только учительница литературы с 40-летним стажем?

— И она тоже. Но спектакль точно будет интересен молодым – в этом была одна из наших задач. Театральная публика в Карелии сегодня – это, в основном, старшее поколение, и для них работает проверенный хитовый репертуар. Нам хотелось чего-то принципиально нового.

— На новую постановку еще денег надо раздобыть. У вас в группе ВК подключен краудфандинг. Насколько люди готовы поддерживать театральный проект рублем?

— Готовы, и за это им огромное спасибо! «Крауд» в группе – это пожертвование за билет. Еще у нас есть мерч: люди покупают футболки. Иногда просто дают деньги, просят не упоминать. Все средства я вкладываю в проект.

Спектакль независимый – это значит, что государство и театр нас не финансируют. Оплачиваем сами буквально каждую пуговицу на костюмах. Я пока ничего не заработала (и не рассчитывала изначально, честно говоря), но команда получает гонорары. Это не только актеры. Звуковик, декоратор и 3 его помощника, помреж и художник по свету.

— Интересно, а в идеале сколько надо денег, чтобы поставить спектакль? Тут должен звучать фирменный «дзинь» Дудя.

— Думаю, было бы тысяч 350-400 – другой разговор.

— Сэкономить на всем, и самой молотком вырубить декорации?

— Принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам» здесь не работает. Я убедилась, что надо уметь делегировать задачи. Есть много отраслей, где я бы действовала наощупь. Чтобы все получилось, нужен крутой художник, хороший звуковик, грамотный мастер по свету… Команда единомышленников и профессионалов. Изначально я одну из ролей писала под себя, но потом подумала – зачем, это перебор. Актерская команда справилась замечательно!

— Все, кто еще не видел спектакль, хотят знать, когда следующий показ…

— Уже завтра, 20 мая, в 19:00 на сцене ТМ. Дальше, возможно, сделаем показ в июне. Подпишитесь на vk.com/poets.about, там обязательно появится информация.

Фотографы:
Мария Брусникина,
Соня Исаева,
Никита Апанасенко.

Производители мерча:
Motto.

Дизайнер:
Никита Воронин.

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2019 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings