В центре внимания

Почти, как взрослые: как детдомовцев готовят к самостоятельной жизни

В некоторых российских регионах открыты социальные общежития, позволяющие детям-сиротам подготовиться к самостоятельной жизни. Оно и понятно – зачастую детдомовцы не умеют за собой убирать (для этого есть работники детдома) и готовить (повар все сам наварит, пожарит и испечет). Вы ведь, наверное, слышали о синдроме «сладкого чая», — когда сироты не догадываются, что чай сам по себе не сладкий, и не знают о существовании сахара. Чтобы помочь с адаптационными проблемами, петрозаводский благотворительный фонд «Материнское сердце» начал проект «Социальная квартира».

— Мы много общались с выпускниками детдомов, и поняли: к самостоятельной жизни они не готовы. Как пойти в магазин и выбрать необходимые продукты, как стирать одежду, как приготовить суп – ребята не знают всех этих мелочей, — говорит Владислава Соколова, руководитель фонда «Материнское сердце».

Социальная квартира возникла на базе детского дома №4. Она находится на первом этаже и полностью обособлена от комнат других ребят. Квартиру капитально отремонтировали. Поменяно все, от пола до потолка, даже дверь новая. Здесь есть свой душ и туалет, своя кухня, жильцы могут приглашать в гости друзей, угощать их. Местные жильцы сами планируют свой режим дня. Проще говоря, могут почувствовать себя самостоятельными. Сейчас проживание в такой квартире – средство поощрения за успешную учебу, примерное поведение, активность. А с теми, кому уже исполнилось 18 лет, даже заключают настоящий договор о проживании.

В социальной квартире живут две девушки, семнадцатилетняя Женя и восемнадцатилетняя Юля. Они – первые, кто здесь поселился. «Мы с девчонками ходим в магазин и на выделенные фондом деньги покупаем продукты так, чтобы их хватило на неделю. Они сами составили список продуктов и на 2000 рублей купили столько всего, что хватило даже на две недели. Очень рационально», — рассказывает наставница одной из девочек, волонтер фонда «Материнское сердце» Елена.

— Мы сюда приходим, как к себе домой! Учимся готовить. Я очень рада, что живу здесь не одна, а с Женей. Без нее я бы справилась, конечно, но одной скучно, – говорит Юля.

— Почти каждый вечер к нам на ужин приходят мальчики из нашего детского дома, в том числе мой младший братик. А у Юли гостит ее старшая сестра, она уже давно выпускница. Ночевать у нас никто не остается. Это запрещено, да и зачем? Нам и вдвоем с Юлей хорошо, — поясняет Женя.

— Мы сами решаем, когда проснуться и во сколько лечь спать. Сами составляем свое меню. Нам еще жить месяц в этой квартире. Выезжать совсем не хочется. Но что поделать? Другим тоже хочется попасть сюда, – смеется Женя.

Директор детского дома №4 Елена Красникова уверена: социальная квартира должна находиться в обыкновенном жилом доме, а не в детдоме: «Ребята должны общаться со своими соседями. Они бы лучше почувствовали свободу и самостоятельность. Но, увы, денег на такой проект нет ни у нас, ни у фонда». Как мы выяснили у начальника отдела опеки и попечительства Татьяны Иноземцевой, вопрос пост-интерната обсуждается и в правительстве:

— По указу президента разработана программа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы». В рамках этой программы будет рассматриваться и решаться проблема пост-интерната. Не обязательно, что будут созданы социальные квартиры. Возможно, будет предложено что-то другое.

Ну а пока разрабатываются программы, детдомовцы рады и тому, что имеют. Жене и Юле остался еще месяц в уютной квартире. Что потом? Юле уже 18 лет и в этом году она оканчивает школу. О будущем она думает с опаской – идти ей некуда. Одна надежда – на комнату в общежитии, которую ей могут выделить при поступлении в училище или вуз.

Виктория Шапошникова

Срочные новости в нашем Telegram