В центре внимания

Существует ли атака на Церковь, и как нам снова начать жить мирно? Часть 1

Напряжение между Русской православной церковью и обществом, что последний год нарастает в нашей стране, похоже, и не думает спадать. В том числе, и в Карелии. Яркий пример тому – бурные дебаты, прошедшие в рамках дискуссионного клуба в одном из петрозаводских кафе-баров. Заявлялась тема «Молодежь и Русская православная церковь», но наивно было бы предполагать, что разговор не затронет Pussy Riot, часы патриарха и прочие злободневные темы.

Участники дебатов разделились на «светлую» и «темную» стороны. За православие выступали отец Станислав, глава миссионерского отдела петрозаводской и карельской епархии и чемпионка мира по тайскому боксу, глубоко верующая девушка Наташа Дьячкова. На стороне атеистов были рок-музыкант Алексей Потёмин и Виктор Лебедев — «Лучший студент ПетрГУ», врач-интерн и активист, весной этого года несправедливо попавший под подозрение в поджоге Екатерининской церкви.

Впрочем, обо все по порядку. «Губернiя Daily» решила напомнить, с чего началась конфронтация между народом и Церковью, и как все это коснулось нашей республики. Невеселые факты разбавят интересные, порой очень даже веселые прения сторон. Светлой и темной.

Pussy Riot

Три девушки в разноцветных балаклавах забрались на амвон храма Христа Спасителя, назвав свою акцию панк-молебном против поддержки патриархом кандидата в президенты Владимира Путина. Позже в интернете появился ролик с кадрами акции Pussy Riot, сопровождаемые песней «Богородица, Путина прогони».

Одни называли наказание Pussy Riot абсурдом, другие, наоборот, ратовали за жесткую расправу над ними. Петрозаводск, надо сказать, тоже отличился акцией в поддержку панк-группы. На городской набережной неизвестные нацепили на одну из известных городских скульптур узнаваемую маску, и оставили рядом листовку — подобие православной иконы. Маску со скульптуры правоохранительные органы быстренько сняли.

17 августа участницы группы Pussy Riot признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и приговорены к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Ведущий дискуссии: «Что для вас — Русская православная церковь?»

Отец Станислав: «Это место, где я встречаю Бога».

Виктор Лебедев: «Организация, объединенная идеологическими мотивами».

Алексей Потемин: «Церковь — это давно уже коммерческая организация с непонятными стремлениями. Вот, к примеру, меня интересует Храм Христа Спасителя, в котором находится автомойка, парковка и т.д. Что это вообще такое, отец Станислав?»

Отец Станислав: «Сразу вопрос: кому принадлежит комплекс Храма Христа Спасителя? Он находится в собственности города Москвы. Поэтому все вопросы к господину Собянину. Я не компетентен на них отвечать. Если бы владельцем автомойки был приход — это другое. О том, что там происходит, я не знаю. Автомойка и прочее — на совести тех людей, которые там работают».

Отец Станислав: «Алексей, можно ли у вас спросить, скольких представителей духовенства вы знаете лично?

Алексей Потемин: «Лично ни одного не знаю»

Отец Станислав: «Заметьте, ни одного. Зато ролики «ВКонтакте» смотрю. Уверяю вас, что далеко не у всех священников вообще есть машины, не говоря уже о дорогих иномарках. Алексей, какую бы вы машину, скажем так, позволили мне купить, чтобы она вас не искушала? »

Алексей Потемин: «Я считаю, что любой гражданин РФ имеет право ездить на машине за 2 миллиона рублей»

Отец Станислав: «Сейчас посчитаю. Моя машина стоит раз в восемь дешевле».

Ведущий: «А откуда у священников вообще могут быть дорогие машины»?

Отец Станислав: «Во-первых, у священника может быть жена, которая много зарабатывает. У священника могут быть духовные чада, которые тоже много зарабатывают и могут позволить себе подарить ему такую машину. Другое дело, я согласен, что священнослужителям не стоит ездить на машинах класса «люкс» — это уже излишества, искушение. Вы поймите, Церковь — это не только те люди, которые разъезжают на «поршах» и «мерседесах». Они дискредитируют всю Церковь и меня в том числе. Думаете, я брошусь их защищать? Нет! Но, к сожалению, вы не увидите в Интернете роликов, где священник помогает детскому дому. Вы не увидите, как священник поднимает сельское хозяйство в деревне, где он — чуть ли не единственный трезвый мужчина. Это просто не интересно людям и репортерам.

Поджог Екатерининской церкви

Майской ночью неизвестный поджог Екатерининскую церковь Петрозаводска. В считанные минуты был поднят весь пожарный гарнизон города. Пожарные бросились выносить из еще не охваченного пламенем помещения иконы и другие исторические и духовные ценности. Их от огня удалось уберечь. А вот сам храм серьезно пострадал.

Спустя 4 дня был задержан главный подозреваемый в поджоге. Им оказался 29-летний алкоголик, ранее шесть раз судимый за кражи, грабежи и разбой. Он во всем признался и объяснил, зачем покусился на святыню. Оказалось, он сознательно шел на поджог. Накануне он попросил своего друга смастерить для него некое устройство, как он сам его называл, «фейерверк». Вечером злоумышленник спрятал его во дворе церкви, а ночью поджег. Отошел на безопасное расстояние, дождался нужного хлопка— крыльцо церкви загорелось. Позже он услышал вой сирен пожарных машин и скрылся. По мнению преступника, Екатерининская церковь перед ним «провинилась». Якобы однажды, когда мужчина порезал руку, он зашел в храм, и не получил помощи, поскольку был сильно пьян. После этого злоумышленник затаил обиду.

Алексей Потемин: «А как быть с историей про игумена Тимофея, который ездил на BMW Z 4? Откуда деньги?

Отец Станислав: «Не знаю. Будь моя воля, я бы провел этакую «чистку». Есть в Церкви такие люди, глядя на которых, я не понимаю, что они там делают. Ну, скажите мне, до какого духовного состояния должен был довести себя тот игумен, что ехал пьяный на красный сигнал светофора?»

Виктор Лебедев: «Это видео еще странным образом исчезло с серверов ГИБДД. Пришел, значит, один вирус, удалил с сервера одно-единственное видео. Все это напоминает то, как власть имущие избавляются от проблем с законом. У меня складывается ощущение, что методы у корпораций власти и церкви начинают совпадать. Я не люблю теории заговора. Однако кажется, что существует определенный госзаказ, и церковь начинает сливаться с властью, а власть с Церковью».

Алексей Потемин: « Судя по общественной реакции, по крайней мере, верхушка у Церкви сейчас — гнилая. Вы тоже говорите о многих не устраивающих вас вещах. Если человеку не нравится политика той фирмы или компании, где он трудится, он из нее уходит. Если у него, конечно, живы моральные ценности. Что держит вас в Церкви?»

Отец Станислав: «Христианские ценности. Я в Церкви не из-за людей. Я в Церкви из-за Христа. А главная христианская ценность — это любовь»

Виктор Лебедев: «Я учусь на медицинском факультете. Цель моей специальности в том, чтобы помогать людям, а это тоже любовь. И для того, чтобы помогать людям, мне не нужно верить в Бога».

Продолжение материала читайте на нашем сайте завтра

Алла Константинова (СМИ, выполняющее функции иностранного агента)

Срочные новости в нашем Telegram